Наставничество

ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве

УТВЕРЖДЕНО
Приказ
отдела образования,
спорта и туризма
Брестского горисполкома
15.06.2016 № 152

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве в учреждениях образования г.Бреста

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее Положение о наставничестве в учреждениях образования г. Бреста (далее - Положение) разработано на основании типового Положения о наставничестве, утвержденного постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 27.01.2011 № 2 в целях организации и проведения профессиональной поддержки и сопровождения молодых педагогических (согласно ст. 5 Субъекты и объекты образовательных отношений Кодекса об образовании) работников учреждений образования.
  2. Положение предназначено для педагогических работников учреждений образования, подведомственных отделам образования, спорта и туризма Брестского горисполкома, администраций Ленинского и Московского районов г. Бреста, принимающих участие в реализации системы наставничества.
  3. В настоящем Положении используются следующие понятия:

 наставничество — форма профессионального становления и воспитания молодых педагогических работников под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе;

педагог-наставник - высококвалифицированный педагогический работник, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми педагогическими работниками по их адаптации к педагогической производственной деятельности, корпоративной культуре и последующему профессиональному развитию, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом;

молодой педагогический работник - лицо, поступившее на работу и осуществляющее свою педагогическую деятельность под наблюдением наставника в течение определенного срока, отведенного для оценки его способностей (далее - молодой педагогический работник).

 

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА

  1. Цели и задачи:

оказание помощи молодому педагогическому работнику в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами педагогического труда, передачи наставником личного опыта;

создание условий для становления квалифицированного педагогического работника;

вовлечение молодого педагогического работника в образовательный трудовой процесс и общественную жизнь учреждения образования с учетом его индивидуальных склонностей, закрепление его в профессии;

адаптация молодого педагогического работника в трудовом коллективе, освоение им корпоративной культуры, принятие традиций трудового коллектива и правил поведения в учреждении образования;

формирование высоких нравственных принципов, чувства долга и ответственности, уважения к профессии и добросовестного отношения к трудовой деятельности;

повышение качества подготовки и квалификации молодых педагогических работников, постоянное совершенствование форм и методов наставничества;

снижение текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с нанимателем;

создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата.

3.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА

  1. Наставничество устанавливается для впервые принятого на работу молодого педагогического работника.
  2. Наставничество организуется не позднее семи дней с момента принятия молодого педагогического работника на работу и вводится:

на срок до 1 года - над выпускниками учреждений, обеспечивающих получение высшего образования;

на срок до 2 лет - над выпускниками учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования.

  1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя учреждения образования. В приказе указываются продолжительность и условия наставничества, должность, фамилия, имя, отчество наставника и молодого педагогического работника, размер доплаты за наставничество. Приказ согласовывается с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации учреждения образования (далее - Профком)

Между наставником и молодым педагогическим работником заключается соглашение о трудовом сотрудничестве (приложение 1).

  1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебной или воспитательной

работе или руководителя предметного учебно-методического объединения (далее - УМО).

  1. Заместитель директора по учебной или воспитательной работе или руководитель предметного УМО:

совместно с Профкомом готовит список наставников по учреждению образования и проект приказа для его утверждения;

рассматривает и согласовывает план организации и проведения наставничества (приложение 2);

организует обучение наставников передовым формам и методам обучения молодых педагогических работников, оказывает им методическую и практическую помощь в организации работы;

проводит инструктаж наставников и молодых педагогических работников;

совершенствует формы наставничества в соответствии с изменяющимися потребностями системы образования г. Бреста;

изучает, обобщает и распространяет положительный опыт организации наставничества в учреждении образования (в районе, городе);

вносит предложения о поощрении наставников;

организует аттестацию прошедших обучение молодых работников.

  1. Ответственность за Наставничество в учреждении образования несет руководитель учреждения образования.
  2. Руководитель учреждения образования:

рассматривает и утверждает индивидуальный план наставничества; создает условия для совместной работы молодого педагогического работника и наставника;

осуществляет контроль над ходом обучения;

совместно с другими лицами может участвовать в аттестации молодого педагогического работника

  1. В учреждении образования могут применяться формы наставничества:

индивидуальное наставничество - наиболее распространенная форма, при которой за наставником закрепляется один молодой педагогический работник;

групповое наставничество, при котором наставник руководит группой молодых педагогических работников;

коллективно-индивидуальное наставничество, при котором наставничество над одним молодым педагогическим работником осуществляет трудовой коллектив (группа опытных педагогических работников);

коллективно-групповое наставничество, при котором наставничество трудового коллектива (группа опытных педагогических

работников) осуществляется над группой молодых педагогических работников.

  1. Наставник в течение десяти дней с момента начала обучения совместно с молодым педагогическим работником разрабатывает Индивидуальный план наставничества (приложение 3).
  2. В течение всего периода обучения наставник обеспечивает качественное и своевременное обучение молодого педагогического работника в соответствии с индивидуальным планом наставничества.
  3. По завершении выполнения индивидуального плана обучения наставник составляет характеристику на молодого педагогического работника, указывает достигнутые результаты и представляет ее руководителю учреждении образования.
  4. Результаты обучения молодых педагогических работников оценивает педагогический (методический) совет учреждения образования.
  5. Молодой педагогический работник должен быть уведомлен о решении (рекомендациях), вынесенном педагогическим (методическим) советом.

 

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИКА
  2. Наставником назначается наиболее опытный, высококвалифицированный педагогический работник, который:

знает специфику деятельности учреждения образования и ее традиции;

владеет особенностями и спецификой работы по специальности молодого педагогического работника;

имеет продолжительный стаж работы по специальности в учреждении образования, богатый жизненный опыт, безупречную репутацию.

  1. Наставник имеет право:

осуществлять обучение молодого педагогического работника в оговоренные сроки;

требовать от молодого педагогического работника выполнения указаний по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью;

ходатайствовать перед руководством о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности своего подопечного;

принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой молодого педагогического работника, вносить предложения в профсоюзные органы, руководителю учреждения образования о поощрении молодого педагогического работника, увеличении размера заработной платы, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

с согласия руководителя учреждения образования привлекать для обучения молодого педагогического работника других педагогических работников;

участвовать в обсуждении профессиональной карьеры молодого педагогического работника;

ходатайствовать перед квалификационной (аттестационной) комиссией о присвоении молодому педагогическому работнику квалификационной категории.

  1. Наставник обязан:

разработать совместно с молодым педагогическим работником индивидуальный план наставничества;

ознакомить молодого педагогического работника с целями и задачами деятельности учреждения образования, условиями труда, основами корпоративной культуры;

ознакомить с требованиями по охране труда и правилами внутреннего трудового распорядка;

проводить необходимое обучение и контролировать выполняемую работу молодого педагогического работника, оказывать помощь, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

способствовать рациональной организации труда молодого педагогического работника, эффективному использованию технических средств обучения, экономии топливно-энергетических ресурсов;

личным примером развивать положительные качества молодого педагогического работника, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

подводить итоги профессиональной адаптации молодого педагогического работника, составлять характеристику по итогам обучения, давать заключение о результатах прохождения адаптации с предложениями по дальнейшей работе молодого педагогического работника.

  1. Ответственность наставника:

наставник несет персональную ответственность за качество обучения молодого педагогического работника и за его действия в период прохождения наставничества, связанные с трудовой деятельностью в учреждении образования.

  1. Показателем оценки эффективности работы наставника является адаптация молодого педагогического работника за период обучения.

5.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

МОЛОДОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

  1. Молодой педагогический работник имеет право:

обращаться за помощью к своему наставнику;

вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с обучением;

участвовать в обсуждении результатов наставничества;

выходить с ходатайством к руководителю учреждения образования о смене наставника.

  1. Молодой педагогический работник обязан:

знать нормативные акты, определяющие его трудовую деятельность, особенности деятельности учреждения образования, функциональные обязанности по его специальности, занимаемой должности;

постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками;

исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией;

соблюдать соглашение о трудовом сотрудничестве между наставником и молодым педагогическим работником, индивидуальный план наставничества.

 

6.СИСТЕМА МОРАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО

СТИМУЛИРОВАНИЯ НАСТАВНИКОВ

  1. В целях материального стимулирования наставника с момента выхода приказа о его назначении устанавливается надбавка в размере, определяемом руководителем учреждения образования по согласованию с Профкомом.

Размер надбавки может изменяться приказом руководителя учреждения образования, по согласованию с Профкомом, в связи с промежуточными итогами работы по наставничеству и качеством выполнения наставником возложенных на него обязанностей.

  1. Может осуществляться дополнительное премирование наставника на условиях, предусмотренных коллективным договором.
  2. В коллективный договор учреждения образования могут быть внесены гарантии о дополнительном стимулировании работы наставников.

СОГЛАСОВАНО

Постановление президиума Брестского

городского комитета Белорусского профсоюза

работников образования и науки

15.06.2016 №05/15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Организация наставничества в 2024/2025 учебном году

Наставничество в государственном учреждении образования «Гимназия №4 г. Бреста»

Молодой специалист

Наставник

Котович О.А., учитель физики и информатики

Лещинская В.Т., учитель высшей квалификационной категории

Пыжик С.М., учитель музыки

Снегирёва М.И., учитель высшей квалификационной категории

Голоктионова К.В., учитель музыки

Палазник А.К., учитель высшей квалификационной категории

Шостачук С.А., учитель начальных классов

Курилюк А.М., учитель первой квалификационной категории

свернуть