Наставничество
ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве
УТВЕРЖДЕНО
Приказ
отдела образования,
спорта и туризма
Брестского горисполкома
15.06.2016 № 152
ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве в учреждениях образования г.Бреста
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящее Положение о наставничестве в учреждениях образования г. Бреста (далее - Положение) разработано на основании типового Положения о наставничестве, утвержденного постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 27.01.2011 № 2 в целях организации и проведения профессиональной поддержки и сопровождения молодых педагогических (согласно ст. 5 Субъекты и объекты образовательных отношений Кодекса об образовании) работников учреждений образования.
- Положение предназначено для педагогических работников учреждений образования, подведомственных отделам образования, спорта и туризма Брестского горисполкома, администраций Ленинского и Московского районов г. Бреста, принимающих участие в реализации системы наставничества.
- В настоящем Положении используются следующие понятия:
наставничество — форма профессионального становления и воспитания молодых педагогических работников под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе;
педагог-наставник - высококвалифицированный педагогический работник, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми педагогическими работниками по их адаптации к педагогической производственной деятельности, корпоративной культуре и последующему профессиональному развитию, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом;
молодой педагогический работник - лицо, поступившее на работу и осуществляющее свою педагогическую деятельность под наблюдением наставника в течение определенного срока, отведенного для оценки его способностей (далее - молодой педагогический работник).
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА
- Цели и задачи:
оказание помощи молодому педагогическому работнику в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами педагогического труда, передачи наставником личного опыта;
создание условий для становления квалифицированного педагогического работника;
вовлечение молодого педагогического работника в образовательный трудовой процесс и общественную жизнь учреждения образования с учетом его индивидуальных склонностей, закрепление его в профессии;
адаптация молодого педагогического работника в трудовом коллективе, освоение им корпоративной культуры, принятие традиций трудового коллектива и правил поведения в учреждении образования;
формирование высоких нравственных принципов, чувства долга и ответственности, уважения к профессии и добросовестного отношения к трудовой деятельности;
повышение качества подготовки и квалификации молодых педагогических работников, постоянное совершенствование форм и методов наставничества;
снижение текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с нанимателем;
создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата.
3.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА
- Наставничество устанавливается для впервые принятого на работу молодого педагогического работника.
- Наставничество организуется не позднее семи дней с момента принятия молодого педагогического работника на работу и вводится:
на срок до 1 года - над выпускниками учреждений, обеспечивающих получение высшего образования;
на срок до 2 лет - над выпускниками учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования.
- Наставничество организуется на основании приказа руководителя учреждения образования. В приказе указываются продолжительность и условия наставничества, должность, фамилия, имя, отчество наставника и молодого педагогического работника, размер доплаты за наставничество. Приказ согласовывается с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации учреждения образования (далее - Профком)
Между наставником и молодым педагогическим работником заключается соглашение о трудовом сотрудничестве (приложение 1).
- Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебной или воспитательной
работе или руководителя предметного учебно-методического объединения (далее - УМО).
- Заместитель директора по учебной или воспитательной работе или руководитель предметного УМО:
совместно с Профкомом готовит список наставников по учреждению образования и проект приказа для его утверждения;
рассматривает и согласовывает план организации и проведения наставничества (приложение 2);
организует обучение наставников передовым формам и методам обучения молодых педагогических работников, оказывает им методическую и практическую помощь в организации работы;
проводит инструктаж наставников и молодых педагогических работников;
совершенствует формы наставничества в соответствии с изменяющимися потребностями системы образования г. Бреста;
изучает, обобщает и распространяет положительный опыт организации наставничества в учреждении образования (в районе, городе);
вносит предложения о поощрении наставников;
организует аттестацию прошедших обучение молодых работников.
- Ответственность за Наставничество в учреждении образования несет руководитель учреждения образования.
- Руководитель учреждения образования:
рассматривает и утверждает индивидуальный план наставничества; создает условия для совместной работы молодого педагогического работника и наставника;
осуществляет контроль над ходом обучения;
совместно с другими лицами может участвовать в аттестации молодого педагогического работника
- В учреждении образования могут применяться формы наставничества:
индивидуальное наставничество - наиболее распространенная форма, при которой за наставником закрепляется один молодой педагогический работник;
групповое наставничество, при котором наставник руководит группой молодых педагогических работников;
коллективно-индивидуальное наставничество, при котором наставничество над одним молодым педагогическим работником осуществляет трудовой коллектив (группа опытных педагогических работников);
коллективно-групповое наставничество, при котором наставничество трудового коллектива (группа опытных педагогических
работников) осуществляется над группой молодых педагогических работников.
- Наставник в течение десяти дней с момента начала обучения совместно с молодым педагогическим работником разрабатывает Индивидуальный план наставничества (приложение 3).
- В течение всего периода обучения наставник обеспечивает качественное и своевременное обучение молодого педагогического работника в соответствии с индивидуальным планом наставничества.
- По завершении выполнения индивидуального плана обучения наставник составляет характеристику на молодого педагогического работника, указывает достигнутые результаты и представляет ее руководителю учреждении образования.
- Результаты обучения молодых педагогических работников оценивает педагогический (методический) совет учреждения образования.
- Молодой педагогический работник должен быть уведомлен о решении (рекомендациях), вынесенном педагогическим (методическим) советом.
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИКА
- Наставником назначается наиболее опытный, высококвалифицированный педагогический работник, который:
знает специфику деятельности учреждения образования и ее традиции;
владеет особенностями и спецификой работы по специальности молодого педагогического работника;
имеет продолжительный стаж работы по специальности в учреждении образования, богатый жизненный опыт, безупречную репутацию.
- Наставник имеет право:
осуществлять обучение молодого педагогического работника в оговоренные сроки;
требовать от молодого педагогического работника выполнения указаний по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью;
ходатайствовать перед руководством о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности своего подопечного;
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой молодого педагогического работника, вносить предложения в профсоюзные органы, руководителю учреждения образования о поощрении молодого педагогического работника, увеличении размера заработной платы, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
с согласия руководителя учреждения образования привлекать для обучения молодого педагогического работника других педагогических работников;
участвовать в обсуждении профессиональной карьеры молодого педагогического работника;
ходатайствовать перед квалификационной (аттестационной) комиссией о присвоении молодому педагогическому работнику квалификационной категории.
- Наставник обязан:
разработать совместно с молодым педагогическим работником индивидуальный план наставничества;
ознакомить молодого педагогического работника с целями и задачами деятельности учреждения образования, условиями труда, основами корпоративной культуры;
ознакомить с требованиями по охране труда и правилами внутреннего трудового распорядка;
проводить необходимое обучение и контролировать выполняемую работу молодого педагогического работника, оказывать помощь, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
способствовать рациональной организации труда молодого педагогического работника, эффективному использованию технических средств обучения, экономии топливно-энергетических ресурсов;
личным примером развивать положительные качества молодого педагогического работника, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого педагогического работника, составлять характеристику по итогам обучения, давать заключение о результатах прохождения адаптации с предложениями по дальнейшей работе молодого педагогического работника.
- Ответственность наставника:
наставник несет персональную ответственность за качество обучения молодого педагогического работника и за его действия в период прохождения наставничества, связанные с трудовой деятельностью в учреждении образования.
- Показателем оценки эффективности работы наставника является адаптация молодого педагогического работника за период обучения.
5.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
МОЛОДОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
- Молодой педагогический работник имеет право:
обращаться за помощью к своему наставнику;
вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с обучением;
участвовать в обсуждении результатов наставничества;
выходить с ходатайством к руководителю учреждения образования о смене наставника.
- Молодой педагогический работник обязан:
знать нормативные акты, определяющие его трудовую деятельность, особенности деятельности учреждения образования, функциональные обязанности по его специальности, занимаемой должности;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками;
исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией;
соблюдать соглашение о трудовом сотрудничестве между наставником и молодым педагогическим работником, индивидуальный план наставничества.
6.СИСТЕМА МОРАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО
СТИМУЛИРОВАНИЯ НАСТАВНИКОВ
- В целях материального стимулирования наставника с момента выхода приказа о его назначении устанавливается надбавка в размере, определяемом руководителем учреждения образования по согласованию с Профкомом.
Размер надбавки может изменяться приказом руководителя учреждения образования, по согласованию с Профкомом, в связи с промежуточными итогами работы по наставничеству и качеством выполнения наставником возложенных на него обязанностей.
- Может осуществляться дополнительное премирование наставника на условиях, предусмотренных коллективным договором.
- В коллективный договор учреждения образования могут быть внесены гарантии о дополнительном стимулировании работы наставников.
СОГЛАСОВАНО
Постановление президиума Брестского
городского комитета Белорусского профсоюза
работников образования и науки
15.06.2016 №05/15
Организация наставничества в 2024/2025 учебном году
Наставничество в государственном учреждении образования «Гимназия №4 г. Бреста»
Молодой специалист |
Наставник |
Котович О.А., учитель физики и информатики |
Лещинская В.Т., учитель высшей квалификационной категории |
Пыжик С.М., учитель музыки |
Снегирёва М.И., учитель высшей квалификационной категории |
Голоктионова К.В., учитель музыки |
Палазник А.К., учитель высшей квалификационной категории |
Шостачук С.А., учитель начальных классов |
Курилюк А.М., учитель первой квалификационной категории |