Рекомендации педагога социального

Скажи наркотикам НЕТ!

QR-код группы ИДН УВД администрации Московского района г.Бреста в телеграмм – чате «STOP наркотик УВД администрации Московского района г.Бреста» 

 

Что такое буллинг и как с ним бороться?

Буллинг: причины и помощь.

Роль педагога в профилактике буллинга.

 В современном мире школьный буллинг рассматривается как серьезная социально-педагогическая проблема, которую нужно признать и принимать меры по профилактике. Буллинг (от англ. Bullying) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах.

 Профилактика буллинга (мероприятия по его предупреждению или снижению уровня агрессии, насилия) поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него "агрессоров" и "жертв», наладить взаимоотношения между детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого.

 

Главные компоненты буллинга:

1. Это агрессивное и негативное поведение.

2. Оно осуществляется регулярно.

3.Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.

4. Это поведение является умышленным.

Существуют следующие виды буллинга:

1. Физический школьный буллинг– применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки).В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек.

2. Психологический школьный буллинг–насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

Психологический буллинг имеет несколько подвидов:

  •  вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика;
  •  невербальный буллинг– обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);
  •  запугивание–использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;
  •  изоляция–жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом. С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;
  •  вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы путем угроз, шантажа, запугивания;
  •  повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;
  •  школьный кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).

Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.

В ситуации травли всегда есть:

"Агрессор"– человек, который преследует и запугивает жертву.

Типы агрессоров:

  •  Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища
  •  Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается.
  •  Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой, оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.

"Жертва"– человек, который подвергается агрессии.

"Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.

«Преследователи» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.

"Сторонники"– люди,находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.

"Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга:

Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в академию, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирования личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.

По результатам психологических исследований, у ребенка-жертвы могут возникнуть проблемы во взаимодействии с окружающими, причем эти трудности могут проявиться и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте. Большинство обидчиков часто не достигают высокой степени реализации своих способностей, так как привыкают самоутверждаться за счет других, а не в результате собственных усилий. Даже психика сторонних наблюдателей подвергается изменению – у них может развиваться позиция невмешательства и игнорирования чужого страдания.

     

Обязательные правила профилактики буллинга в образовательном учреждении

1. Не игнорировать, не преуменьшать значение.

Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллингявляется проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямым участником, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.

2. Проявить активность в данной ситуации.

Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию. Учитель может попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере "наблюдатели", а по возможности и сам "агрессор", изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.

3. Разговор с "агрессором" буллинга.

Если стало известно о случае буллинга, необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг.

Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но, ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.

Санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор. Если взрослый выдерживает такие ограничения, это учит подростка нести ответственность за свои поступки.

Нужно учитывать, что ответственность за нормальные отношения между детьми и взрослыми лежит исключительно на представителях старшего поколения. Также рекомендуется использовать разные правила для регулировки жизни ребенка в школе, а также в домашних условиях, при этом такие нормы не должны противоречить друг другу.

4. Разговор с "жертвой" буллинга.

Очень важно защитить ученика, ставшего "жертвой" и перестать скрывать буллинг. Провести доверительную беседу с ребенком, которого обидели, попытаться понять его, поддержать, помочь устранить негативные эмоции (чувство страха, обиды, вины).

5. Разговор с классом.

Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекаются к беседе и обсуждению те школьники, которые ведут себя позитивно.

6. Проинформировать педагогический коллектив.

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

7. Пригласить родителей для беседы.

Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть)признаки, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

8. Наступление последствий.

Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений "жертве" и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.

       

ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ: КАК ИЗБЕЖАТЬ?

Методы профилактики буллинга для классных руководителей:

1. Классный час.

Можно использовать для бесед время классного часа. Воздействие будет максимальным, если обсуждение темы станет естественным продолжением школьных будней. Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкие и продолжительные. Такой ритм — еженедельное краткое обсуждение темы — очень эффективен. Ученики постоянно ощущают, что учитель, родители и школа не потерпят травли, а хорошие поступки не останутся без внимания и будут оценены по достоинству. Однако важно, чтобы эти беседы не превратились в формальный ритуал, проводимый лишь для того, чтобы быть проведенным. Тогда они потеряют свою силу, а в худшем случае приведут к обратному результату.

2. Внутриклассные правила.

Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с учащимися. Это можно сделать различными способами. Список правил вывешивается в классе. Правила могут действовать в течение определенного времени, но их необходимо подкреплять и соблюдать.

3. Просмотр фильмов.

Многие учителя, посмотрев фильм с классом, и обсуждая с учениками тему буллинга, с помощью фильма могут проиллюстрировать, о чем шла речь. Ученики, как правило, узнают показанные в фильме приемы, а последующее обсуждение дает им названия и помогает повысить уровень осознания. Большинство учащихся проникаются чувствами жертвы буллинга, когда видят происходящее на экране. Тогда учитель имеет возможность дать ученикам высказаться и сам дает необходимые пояснения.

Такой видеоматериал также подходит для просмотра в учительском коллективе и на встречах с родителями.

4. Сочинение.

Ученикам дается задание написать небольшое сочинение о буллинге. Задание можно выполнить в школе, а можно дать на дом (в этом случае ученик при желании сможет обсудить задание с родителями). Процесс написания сочинения дает более глубокое понимание темы. Нередко в сочинениях всплывает важная для учителя информация, о которой ученик не может говорить прямо. Кроме того, сочинение может отразить склонности автора. Не исключено, что среди авторов есть жертва буллинга, преследователь или популярный ученик. Это дает учителю дополнительные возможности.

5. Комбинирование форм работы.

Литература, фильмы, сочинения и беседы способствуют профилактике буллинга. Такие формы работы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Это не потребует больших временных затрат, но продемонстрирует позицию школы, даст учащимся повод задуматься и послужит систематическим напоминанием. Если учитель пользуется доверием учеников, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными.

     

Как классный руководитель может помочь "жертве" буллинга?

  •  Уверить ребенка, что он не виноват в ситуации буллинга.
  •  Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят.
  •  Дать понять ребенку, ставшему "жертвой" буллинга, что его ценят. Очень часто

такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться.

  •  Глядя в зеркало, научить ребенка спокойно и уверенно говорить "нет" или "оставь меня в покое". Таким образом, "агрессор" ищущий в "жертве" признаки слабости, получает решительный отпор.
  •  Помочь ребенку научиться ходить, держа себя прямо, уверенно, решительно,вместо того, чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т. п.
  •  Научить ребенка использовать юмор. Отвечать на агрессию при помощи шуток,смешных стишков, анекдотов. Очень трудно обидеть того человека, который не хочет принимать издевательства всерьез.
  •  Помочь ребенку избавляться от плохих привычек, являющихся причиной буллинга (например, привычке ковыряться в носу, ябедничать, скидывать с парты вещи других детей и т. п.).
  •  Поддержать школьника, опираясь на его положительные личностные качествахарактера и способности. Можно, например, дать такому ученику какое-то поручение в классе, с которым он хорошо справиться, чтобы повысить его уважение к себе и получить признание со стороны других ребят.

Для выявления буллинга в классе можно провести анонимное анкетирование и опрос учащихся.

Как вести себя родителям?

А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.

Первый и самый главный пункт – снять с ребенка чувство вины!

Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.

1. Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».

2. Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.

3. Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.

4. Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка.

5. Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.

6. В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком в правоохранительные органы.

Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Как разговаривать с ребенком о проблеме

  • Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела.
  • Не торопиться с выводами. Постараться узнать детали.
  • Проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные чувства.
  • Дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы помогать.
  • Не обвинять ребенка.
  • Осознать свои чувства и переживания. Не впадать в сильные эмоции. Постараться трезво оценить происходящее.
  • Спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило.
  • Дать советы, как отвечать обидчикам.
свернуть

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ НАСИЛИЯ

  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  • Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
свернуть

Алгоритм действий для родителей обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет

Деструктивное поведение - это действия (словесные или практические), направленные на разрушение внешних и внутренних структур; стремление человека нарушить свою внутреннюю гармонию, нанести вред себе или окружающим.
Проявления у несовершеннолетнего деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих, общества в целом. Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у ребенка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и иные).

ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПО ОТНОШЕНИЮ К ОКРУЖАЮЩИМ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ
* намеренное нарушение социальных отношений (революционные действия, террористические акты, перевороты, протестные движения с агрессивными проявлениями, экстремизм);
* причинение физического ущерба другим людям (побои, драки (регулярные и/или массовые);
* моральное унижение других людей, провоцирование конфликтов, участие в травле (буллинге);
* сквернословие, жестокость к животным (пытки, умерщвление, издевательства);
* вандализм (порча неодушевленных предметов, разрушение памятников архитектуры, произведений искусства и др.)
экоцид (нанесение вреда объектам природы).

ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ
* действия с риском для жизни и (или) здоровья (паркур, зацепинг и иные);
* интернет- зависимость, патологическая страсть к азартным играм;
* суицидальное поведение, суицид

КАКИЕ ПРИЗНАКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОЛЖНЫ ВАС НАСТОРОЖИТЬ

Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но ДОЛЖНО ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

* повышенная возбудимость (преувеличенная и/или несоответствующая эмоциональная реакция: смеется без повода или смеется над смертью, плачет без повода или плачет при позитивных сообщениях, агрессивно реагирует на незначительные замечания или шутки), тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию;

* зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессиям утрата прежнего эмоционального контакта с близкими людьми;

* проявление навязчивых движений;

* избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги);

* неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям

стремление показать свое «бесстрашие» окружающим, нелюдимость, отчужденность в школьной среде, в семейно- бытовых взаимоотношениях, отсутствие друзей, низкие навыки общения.

ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ

* использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную);

* нежелание следить за своим внешним видом;

* наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове;

* появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ (ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ)

конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле (буллинге)
ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (ребенок угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку)
проявление интереса к неприятным зрелищам, «ужастикам», частый просмотр фильмов со сценами насилия, суицида

участие в неформальных асоциальных группах сверстников (безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению)

трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»)

навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины либо просто заштриховывает бумагу)

пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения)

жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми

увлечение компьютерными играми, содержащими сцены насилия и жестокости

участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами

резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях, пропуски школьных занятий, потеря интереса к любимому учебному предмету)

подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.)

появление у ребенка информации, которую он пытается утаить от родителей (законных представителей) (ведет переписку (общается по телефону) с неизвестными взрослыми собеседниками;

заводит на семейном компьютере чаты и отдельные папки, на которые установлен пароль; хранит в смартфоне фотографии с участками местности, помещений, зданий или изображений с фрагментами карты населенного пункта без объяснений причин;
ребенок срочно (внезапно) выходит из дома под различными предлогами в позднее время суток.
использование в речи новых, нехарактерных для Вашего ребенка выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.
Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.

Чтобы справиться с возникшей проблемой, родителю нужно понять, что вызвало такое поведение ребенка, какова причина деструктивного поведения.

Современное прогрессивное развитие общества помимо позитивных тенденций несет в себе также негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на детей: стремительный темп жизни, вседозволенность, легкодоступность информации, запрещенных веществ, новые формы насилия.

Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информации из СМИ, Интернета, компьютерных игр.

свернуть

Памятка для родителей по вопросам половой неприкосновенности детей

Уважаемые родители!


Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы - самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти нельзя».


«Правило пяти «нельзя»


- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
- Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
- Нельзя садиться в чужую машину.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.


Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»


- Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
- Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.
- Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.
- Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.


Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?


- Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;
- Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;
- Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;
- Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;
- Отсутствие целей и планов на будущее;
- Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;
- Пессимистическая оценка своих достижений;
- Неуверенность в себе, снижение самооценки.
- Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием.

- Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы.

- Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность).

- Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей.


Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации


—Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый —самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
—Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.
—Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.
—Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
—Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
—Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.
Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей. Как уберечь ребенка от беды? От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения.


Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.


1. Как ни странно, это послушные дети. У них, как правило, строгие родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтоб иметь свое мнение», «главное для тебя - слушаться взрослых». Таким детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.
2. Доверчивые дети. Педофил может предложить вместе поискать убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.
3. Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята. Это не обязательно дети бомжей и пьяниц, просто их родители заняты зарабатыванием денег, и между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.
4. Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Девочка, которая красит губы, носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать то же, что и взрослые.
5. Подростки, родители которых пуритански настроены. Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить напряжение, становится «лучшим другом».
6. Дети, испытывающие интерес к «блатной» романтике. Бесконечные сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины - это те, которые сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе'' друзей из уголовного мира.


Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар. Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома. Дети обычно скрывают эти страшные факты потому, что подсознательно считают себя виновными в происходящем. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся.
Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации.

Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье?

Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка. Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит.
В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.


Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.
- Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время.
- Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.
- Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
- Расскажите ребёнку, сто если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
- Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
- Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как потенциальный преступник исчезает из района. Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы.
- Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично. - Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.
- Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

свернуть

Профилактика насилия в семье

Дети – наше будущее

«Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка».

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, необоснованная критика, недостаток внимания, ласки, тепла, не обеспечение базовых потребностей ребенка в пище, одежде, сне, гигиеническом уходе.

Статьей 19 Конвенции о правах ребенка установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Ответственность за жестокое обращение с детьми в Республике Беларусь.

Административная ответственность. Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

Уголовная ответственность. Белорусское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в повседневной жизни...

  1. Обсудите с ребенком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
  2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
  3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
  4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
  5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
  6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
  7. Не смейтесь над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически или морально. Помогите ему, поддержите, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
  8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
  9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
  10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
  11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
  12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: «Что будет, если…?».
  13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна.
  14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
  15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.
  16. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.

Виды насилияот которого может пострадать ребенок:

Эмоциональное насилие длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Психологическое насилие длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

запугивание ребенка:

  • ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов;
  • используют для запугивания свой рост, возраст;
  • на него кричат, угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным).

использование силы общественных институтов:

  • религиозной организации, суда, полиции, школы, спецшколы для детей, приюта,
  • родственников, психиатрической больницы и так далее.

использование изоляции:

  • контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой.

Над ребенком также совершают эмоциональное насилиеесли:

  • унижают его достоинство;
  • используют обидные прозвища;
  • при общении с ребенком проявляют непоследовательность;
  • ребенка стыдят;
  • используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

Физическое насилие – неслучайное причинение вреда здоровью ребенка путем применения физической силы с нанесением значимых для здоровья повреждений, лицами, осуществляющими опеку или уход, или родителями.

Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю и решению проблем.

Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением. Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «Я не должен делать плохие вещи, потому, что они плохие». Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели.

Поддерживайте его, когда он делает свой собственный правильный выбор.

Физическое насилие в любом виде пугает.

Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, другому родителю. Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.

Контролируйте себя. Никто не поможет ребенку, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Помните, что вы – взрослый человек.

Физическое насилие способствует формированию у ребенка желания отомстить.

Если вы сами в детстве подвергались физическим наказаниям со стороны родителей, вспомните чувства, которые вы испытывали к своим обидчикам, наверняка это было враждебное чувство. Помните – как только в ребенке объединятся два чувства: любовь и ненависть, как сразу у него возникнет внутренний конфликт.

Воспитывайте своих детей с помощью слов, речи.

Никогда не бейте ребенкачтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях».

К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют).

И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже - с одобрения чужих людей). Кроме того, вы, таким образом, даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас.

Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить.

Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его за руку и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится.

Помните! Ребенок, подвергающийся физическому наказанию со стороны родителей, будет вытеснять гнев на других в виде:

  • насмешек над более слабыми и беззащитными;
  • драк;
  • унижения девочек, символизирующих мать;
  • плохого отношения к воспитателю или учителю;
  • выбора видео и игр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева.

Психологические приёмы воспитания ребёнка и установления с ним доверительных отношений:

  • каждый день начинайте и заканчивайте улыбкой;
  • давайте ребёнку возможность самому выбирать одежду, еду, книги, развлечения, друзей;
  • не принуждайте его, а постарайтесь объяснить, почему нужно сделать так, а не иначе;
  • уважайте ребёнка (прежде чем посмотреть его дневник, прочесть письмо, взять его вещь, поинтересуйтесь, не будет ли ребёнок «против»);
  • не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус, идиот и т.д.);
  • не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.);
  • помните, что не одобрять можно только поступки, а не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»;
  • почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А как ты думаешь?», «А как бы ты поступил?»);
  • предоставьте ему возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);
  • после наказания проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно забыть;
  • нельзя наказывать больного ребёнка;
  • если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую посуду и т.д.);
  • заранее предупреждайте ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером …»);
  • предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;
  • никогда не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;
  • будьте последовательны в своих требованиях.

 

Уважаемые родители помните!!!

Успешное формирование личности ребёнка, его полноценное развитие зависят от различных факторов, но влияние семьи на человека любого возраста несравнимо по своему значению, ни с чем другим. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов.

 

свернуть

Профилактика насилия в семье

Дети – наше будущее

«Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка».

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, необоснованная критика, недостаток внимания, ласки, тепла, не обеспечение базовых потребностей ребенка в пище, одежде, сне, гигиеническом уходе.

Статьей 19 Конвенции о правах ребенка установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Ответственность за жестокое обращение с детьми в Республике Беларусь.

Административная ответственность. Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

Уголовная ответственность. Белорусское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в повседневной жизни...

  1. Обсудите с ребенком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
  2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
  3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
  4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
  5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
  6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
  7. Не смейтесь над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически или морально. Помогите ему, поддержите, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
  8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
  9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
  10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
  11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
  12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: «Что будет, если…?».
  13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна.
  14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
  15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.
  16. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.

Виды насилияот которого может пострадать ребенок:

Эмоциональное насилие длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Психологическое насилие длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

запугивание ребенка:

  • ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов;
  • используют для запугивания свой рост, возраст;
  • на него кричат, угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным).

использование силы общественных институтов:

  • религиозной организации, суда, полиции, школы, спецшколы для детей, приюта,
  • родственников, психиатрической больницы и так далее.

использование изоляции:

  • контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой.

Над ребенком также совершают эмоциональное насилиеесли:

  • унижают его достоинство;
  • используют обидные прозвища;
  • при общении с ребенком проявляют непоследовательность;
  • ребенка стыдят;
  • используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

Физическое насилие – неслучайное причинение вреда здоровью ребенка путем применения физической силы с нанесением значимых для здоровья повреждений, лицами, осуществляющими опеку или уход, или родителями.

Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю и решению проблем.

Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением. Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «Я не должен делать плохие вещи, потому, что они плохие». Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели.

Поддерживайте его, когда он делает свой собственный правильный выбор.

Физическое насилие в любом виде пугает.

Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, другому родителю. Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.

Контролируйте себя. Никто не поможет ребенку, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Помните, что вы – взрослый человек.

Физическое насилие способствует формированию у ребенка желания отомстить.

Если вы сами в детстве подвергались физическим наказаниям со стороны родителей, вспомните чувства, которые вы испытывали к своим обидчикам, наверняка это было враждебное чувство. Помните – как только в ребенке объединятся два чувства: любовь и ненависть, как сразу у него возникнет внутренний конфликт.

Воспитывайте своих детей с помощью слов, речи.

Никогда не бейте ребенкачтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях».

К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют).

И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже - с одобрения чужих людей). Кроме того, вы, таким образом, даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас.

Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить.

Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его за руку и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится.

Помните! Ребенок, подвергающийся физическому наказанию со стороны родителей, будет вытеснять гнев на других в виде:

  • насмешек над более слабыми и беззащитными;
  • драк;
  • унижения девочек, символизирующих мать;
  • плохого отношения к воспитателю или учителю;
  • выбора видео и игр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева.

Психологические приёмы воспитания ребёнка и установления с ним доверительных отношений:

  • каждый день начинайте и заканчивайте улыбкой;
  • давайте ребёнку возможность самому выбирать одежду, еду, книги, развлечения, друзей;
  • не принуждайте его, а постарайтесь объяснить, почему нужно сделать так, а не иначе;
  • уважайте ребёнка (прежде чем посмотреть его дневник, прочесть письмо, взять его вещь, поинтересуйтесь, не будет ли ребёнок «против»);
  • не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус, идиот и т.д.);
  • не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.);
  • помните, что не одобрять можно только поступки, а не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»;
  • почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А как ты думаешь?», «А как бы ты поступил?»);
  • предоставьте ему возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);
  • после наказания проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно забыть;
  • нельзя наказывать больного ребёнка;
  • если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую посуду и т.д.);
  • заранее предупреждайте ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером …»);
  • предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;
  • никогда не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;
  • будьте последовательны в своих требованиях.

 

Уважаемые родители помните!!!

Успешное формирование личности ребёнка, его полноценное развитие зависят от различных факторов, но влияние семьи на человека любого возраста несравнимо по своему значению, ни с чем другим. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов.

 

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ По использованию программ родительского контроля

Обстановка в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на территории Республики Беларусь в настоящее время во многом связана с использованием глобальной сети Интернет в качестве специфического канала наркоторговли.

          Особую опасность представляет тот факт, что возможности анонимного приобретения психоактивных веществ с использованием телекоммуникационных устройств в сети доступны широким массам населения. Причины повышенного интереса наркопреступности к киберпространству Интернета вполне понятны: в этой среде есть особые условия для обеспечения конспиративной коммуникации поставщиков и потребителей наркотических средств.

Широкие возможности анонимного приобретения психоактивных средств с использованием телекоммуникационных устройств в сети, а также участия в сбыте наркотиков получают подростки.

Таким образом, необходимо принимать меры к отслеживанию активности несовершеннолетних в сети. С кем они переписываются, что ищут с помощью поисковых систем. Это можно делать как путем непосредственного доступа к телефонному аппарату с ведома ребенка, так установлением одной из программ родительского контроля, большое количество таких приложений совершенно бесплатно и находится в свободном доступе для скачивания.

Родительский контроль приложение или программа, ограничивающая те или иные функции гаджетов: смартфонов, ноутбуков

Приложения для родительского контроля используют, чтобы оградить ребенка от неблагоприятных сайтов, длительного пребывания в интернете или играх, а также для контроля его активности в интернете и недопущения ознакомления с нежелательным контентом, а также поиска запрещенных или ограниченных к обороту веществ, предметов, услуг.

На сегодняшний день именно смартфоны в основном используются для просмотра различных веб-страниц и поиска контента в Интернете.

У любого заботливого родителя совершенно обоснованно возникают вопросы, а что его ребенок читает в сети, с кем переписывается и какие видео смотрит, что он ищет и с чем опасным может столкнуться. Однако если подобный контроль будет тотальным ребенок может замкнуться и предпринимать меры к избеганию навязчивого надзора. И в данном случае хорошим подспорьем для обеспечения безопасности ребенка могут служить упомянутые выше программы родительского контроля.

Программы родител ьского контроля предназначены, в первуто очередь, для создания ограничений ребенку, они призваны обеспечить его безопасность, оградить от того, что, возможно, ему еще рано знать и видеть. Одна из основных задач приложений создание фильтра  Здесь, в принципе, все очень просто: на одни страницы заходить можно, на другие нельзя. Обычно предлагается два варианта ограничений. В первом приложение работает с определенной базой данных, где содержатся сайты с содержанием категории 18+. Желательно, чтобы список регулярно обновлялся через интернет, иначе появление новых ресурсов быстро сделает зашиту неактуальной. Кроме того, родители могут расширять черный список сайтов на свое усмотрение. Во втором случае применяется более жесткий способ контроля — создание белого списка. Ребенок может посещать только те и:еЬ-сайты, которые ему разрешили родители. Минус подобного контроля заключается в чрезмерной строгости и необходимо часто корректировать список в соответствии с безобидными увлечениями ребенка. Зато не надо автоматически обновлять списки, актуальность со временем практически не теряется.

Еше один способ родительского контроля заключается в фильтрации сайтов по их содержимому. Вы задаете набор ключевых слов, и если что-либо из их списка обнаруживается на  то она не открывается. Родителям, возможно, придется отбросить прочь страх и стыд, самостоятельно вписывая мат, пошлости, названия наркотиков и прочие вещи, запрещенные для ребенка. Обеспечение безопасности ребенка за компьютером заключается не только в ограничении доступа к ',чеЬ-сайтам. Есть еще одна, если так можно выразиться, группа риска это программы обмена мгновенными сообщениями (мессенджерами). Так, например, наркодельцы осуществляют обучения новых закладчиков с помощью Telegram или VIPole.

Некоторые программы родительского контроля способны производить анализ информации, отправляемой с компьютера. Если в ней встречаются некие ключевые слова, то происходит блокировка отправки сообщения.

Выбирать программу для родительского контроля следует индивидуально исходя из наличия, функциональности и соответствия конкретным запросам следующих функций приложений и сервисов:

 

 

-                    зашита настроек родительского контроля паролем;

-                    сокрытие браузера и приложений;

-                    запрет на установку и удаление приложений;

-                    запрет на совершение встроенных покупок и запрос на разрешение покупок;

-                    фильтрация контента онлайн-магазинов по возрастному цензу;

-                    фильтрация веб-сайтов по принципу «разрешено/запрещено все, кроме»;

-                    ограничение на громкость воспроизводимой музыки;

-                    ограничение на использование мобильных данных;

-                    ограничение по времени использования устройства и блокировка устройства в определенный временной интервал, а также возможность удаленной блокировки;

-                    отслеживание местоположения ребенка. Приложения позволяют узнать не только где ребенок находится в данный момент, но и посмотреть историю перемещений за месяц. В отдельных случаях программа оповещает родителей, что ребенок вышел за пределы доверительной локации или подобрался к нежелательным районам (рынки, вокзалы, пустыри и т.д.);

-                    кнопка паники (в случае чрезвычайной ситуации позволяет ребенку нажать на тревожную кнопку, и информация об этом будет срочно отправлена на родительское устройство вместе с координатами ребенка);

-                    мониторинг истории звонков, SMS-Tpekep;

-                    статистика использования устройства;

-                    контроль обшения. Здесь функционал значительно различается в зависимости от приложения. Одни позволяют родителю увидеть только список звонков, другие читать СМС-сообщения и прослушивать телефонные звонки, третьи — дадут знать, что происходит в переписке посредством социальных сетей.

В качестве примера можно привести несколько наиболее типичных программ:

Google Family Link

Для использования программы необходима операционная система Android 7.0 или выше на устройстве ребенка, Android 5.0 и выше или iOS 12 и выше у родителя. Необходимо зарегистрировать аккаунты Google, к которым и осуществляется привязка настроек. Данная функция позволяет при смене устройства, сохранить все прежние ограничения.

Данное приложение позволяет отследить, сколько часов ребенок проводит в смартфоне, какие приложения открывает, что скачивает или собирается купить в GoogIe Р1ау.

Родители могут удаленно запретить загрузку подозрительного контента, ограничить время использования интернета, блокировать телефон на ночь или в любое другое время.

Также можно установить, где находится ваш ребенок (при условии доступа к сети Интернет).

Kaspersky Safe kids

Необходима операционная система Android 4.4 и выше, iOS 12 и выше. На сайте kaspersky также можно скачать версии сервиса для Windows 7 и выше и MacOS 10.13 и выше.

Основная особенность более 100 профессиональных рекомендаций, которые вы получаете, пользуясь сервисом. В бесплатной версии собраны инструменты, которые показывают, что ваш ребенок ищет в интернете, на какие сайты заходит, какими программами пользуется и сколько времени проводит в сети. При необходимости все это можно регулировать, ограничивать и отключать.

Премиум-вариант позволяет следить за зарядом батареи, мониторить активность в социальных сетях, просматривать историю запросов на УоиТиЬе и составлять расписание, по которому ребенок будет пользоваться устройством.

Для платных подписчиков доступна и геолокации с возможностью очертить безопасный периметр для прогулок. Если ребенок попытается обойти запреты или убежит за границы указанной в программе территории, система мгновенно отправит вам уведомление.

ВагК

Приложение уделяет первостепенное внимание социальным сетям и электронным письмам и отправляет оповещения в случае обнаружения чего-либо, вызывающего подозрения.

Bark может работать более чем с 25 социальными сетями, и как только получает доступ к устройству, приложение сможет анализировать электронные сообщения, чаты, комментарии и распознавать изображения. Bark отмечает все, что считает неподобающим и отправляет соответствующие оповещения в аккаунт родителя.

Однако, следует принимать во внимание, что подключение аккаунтов в контролируемых социальных сетях и мессенджерах необходимо осуществлять вручную.

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ

Сегодня основной проблемой в борьбе с распространением наркотиков в Республике Беларусь является использование преступниками глобальной сети Интернет. В нашей стране уходить с «улицы» в интернет наркобизнес начал примерно с 2010 года. В настоящее время он представляет собой смесь кибер и организованной наркопреступности, подавляющее количество сделок происходит именно в сети.

Контроль интернета

Ограничьте доступ детей к сайтам •

Для взрослых, с азартными играми, нецензурной лексикой, экстремистским сайтам

пропагандирующими наитие или наркотики материалами.

 УСТАНОВИТЕ ПРОГРАММЫ «РОДИТЕЛЬСКОГО КОНТРОЛЯ».

свернуть

Родительский контроль в сети интернет

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Сегодня много говорится об угрозах, которые таит в себе Интернет. Об этом сообщают по телевидению, радио, пишут в газетах и журналах, но больше всего на эту тему сказано в сети Интернет. В первую очередь, этим угрозам подвержены наши дети.  Дети могут занести на семейный компьютер вредоносную программу, зачастую называемую вирусом или трояном («троянским конем»). Но даже если пропадет вся ценная информация, которая хранится на компьютере, или вредоносная программа похитит реквизиты электронных платежных систем, и мы лишимся денежных средств – это полбеды. А вот если ребенок начитается, насмотрится, наслушается всего негативного, что есть в Интернете, мы можем лишиться его. Вот это – самая настоящая беда.  А в Интернете есть все: порнография, сцены жестокости и насилия, пропаганда суицида, способы изготовления самодельных взрывчатых веществ и устройств, наркотики… 

Только не надо паники и поспешных решений! В Интернете есть и средства борьбы с таким злом: советы, как с этим бороться, форумы и социальные сети, где родители обсуждают свои проблемы. Есть и компьютерные программы, с помощью которых мы можем ограничивать доступ ребенка к нежелательной информации. 

Основные задачи, которые решаются с помощью данных компьютерных программ, заключаются в: 

запрете посещения нежелательных категорий сайтов;  блокировке опасных сайтов; 

блокировке контекстной рекламы и баннеров; 

защите ребенка от сомнительных знакомств;

контроле за работой программ обмена сообщениями, социальных сетей и загрузки файлов и др. 

Это означает, что при установке таких программ и их нормальной работе ребенок защищается от посещений сайтов порнографического содержания, пропагандирующих секс, наркотики и насилие, распространяющих вредоносные программы, в некоторых случаях – от посещения игровых сайтов, сайтов знакомств, где зачастую различные сомнительные личности могут выдать себя за сверстников вашего ребенка. Список этим не ограничивается, и такие программы могут выполнять много разных полезных функций и задач.  Многие из этих программ бесплатные и свободно распространяются, в том числе и в сети Интернет.  Вот только одна беда – наши дети сейчас знают компьютеры намного лучше своих родителей. Нередки случаи, когда программы, предназначенные для родительского контроля, в умелых детских руках превращаются в программы контроля за родителями. Так что эти программы – для самых маленьких, которые пока не умеют сами устанавливать их на компьютер, не могут производить настройку компьютера, у кого в ящике письменного стола или на книжной полке еще нет компакт-дисков с разными программами.  А вот для более взрослых детей, в том числе и сотрудников различных компаний, есть иное техническое решение по ограничению доступа к нежелательным сайтам.  Это решение строится на простом принципе – поставить фильтры там, куда наши дети не могут дотянуться, где ничего не могут изменить, – на оборудовании интернет-провайдеров.  Раньше подобное было больше из области фантастики, а при выборе интернет-провайдера все больше интересовались доступностью, стоимостью, скоростью, надежностью работы.  Сегодня можно готовить и о качестве оказанных услуг, а также об их широком выборе.  Ряд белорусских интернет-провайдеров уже включил в свой перечень услугу родительского контроля. Не буду всех их перечислять, но нельзя не упомянуть тот факт, что с октября текущего года «Белтелеком» («ByFly») запустил новую услугу, которая так и называется –«Родительский контроль».  Разные интернет-провайдеры используют различные технические методы реализации этой услуги, где-то она надежней, где-то более удобная при настройке и выборе опций, но всех их объединяет одно – обойти эту защиту наши дети практически не в состоянии, для этого нужно обладать специальными техническими познаниями, которые и не у каждого взрослого есть.  А к какому интернет-провайдеру стоит подключиться, у кого из них система «Родительский контроль» работает лучше, надежнее, удобнее, лучше всего обсудить с другими родителями. Например, на родительском собрании, в присутствии классного руководителя. При таком обсуждении совершенно не обязательно обладать специальными компьютерными познаниями, тут критерий прост – работает или не работает подобная защита.  Тем не менее полагаться на все 100 % на технические средства защиты я не советовал бы. Если вы доверяете своему ребенку и он вам, если вашему ребенку интересней общаться с вами, а не с незнакомцами в Интернете, если вы живете жизнью вашего ребенка, только в этом случае защита будет работать безотказно.  

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ

1. Посещайте сеть вместе с детьми, побуждайте их делиться опытом использования Интернета. 

2. Научите детей доверять интуиции - если их в Интернете что-либо беспокоит, пусть сообщают вам. 

3. Помогите ребенку зарегистрироваться в программах, требующих регистрационного имени и заполнения форм, не используя личной информации (имя ребенка, адрес электронной почты, номер телефона, домашний адрес). Для этого можно завести специальный адрес электронной почты. 

4. Настаивайте, чтобы дети никогда не давали своего адреса, номера телефона или другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки. 

5. Объясните детям, что в Интернете и реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова. 

6. Детям никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета, так как эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. 

7. Скажите детям, что далеко не все, что они читают или видят в Интернете, - правда, приучите их спрашивать вас, если они не уверены. 

8. Контролируйте действия детей с помощью современных программ, которые отфильтруют вредное содержимое, помогут выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он там делает. 

9. Настаивайте, чтобы дети уважали чужую собственность, расскажите, что незаконное копирование музыки, компьютерных игр и других программ - кража. 

10. Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего тона действуют везде - даже в виртуальном мире.

 

свернуть