Государственное учреждение образования
«Гимназия № 4 г.Бреста»
Методические материалы для учащихся I, II, III ступени
по военно-патриотическому воспитанию
Методические материалы
разработал: Воронин С.И.,
руководитель по военно-
патриотическому воспитанию
Оглавление
Оглавление. 2
Предисловие. 3
Введение. 4
Методическая разработка занятия с учащимися I ступени.. 5
по теме: «Война, какая она?». 5
Методическая разработка занятия с учащимися II ступени. 13
Методическая разработка занятия сучащимися III ступени. 25
заключение. 39
Предисловие
Современный этап развития Республики Беларусь характеризуется возрастающей ролью человека в качестве центрального звена социально экономической системы. В связи с этим патриотическое воспитание приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма – его социальное содержание. На сегодняшний день одной из самых актуальных задач Республики Беларусь, её общества и образовательных учреждений является нравственно-патриотическое становление и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В реализацию задач военно-патриотического воспитания, учащихся в учреждении общего среднего образования должны быть включены все субъекты образовательного процесса. Центральной фигурой системы военно-патриотического воспитания является руководитель военно-патриотического воспитания.
Введение
Алексей Николаевич Толстой писал: «Патриотизм – это не значит только одну любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это – осознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней».
Важность патриотического воспитания подрастающего поколения заключается в следующих аспектах:
- создание условий для осознанного отношения к обеспечению национальной безопасности страны;
- укрепление престижа Вооруженных Сил Беларуси;
- воспитание в духе сопричастности к историческому прошлому.
Таким образом, можно утверждать, что основополагающей целью в сфере патриотического воспитания становится создание благоприятных условий для воспитания гражданина, любящего свою семью и Родину, имеющего активную жизненную позицию, несущего сознательную гражданскую ответственность за судьбу своей страны. Для этого необходимо содействовать формированию системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодёжи.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СБОРНИКА МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
Методическая разработка занятия с учащимися I ступени
по теме: «Война, какая она?»
Пояснительная записка
Актуальность Художественно-эстетическое и патриотическое воспитание детей является важным направлением в реализации образовательных и воспитательных задач обучения. – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступными для восприятия. На занятиях изобразительного творчества огромную роль в развитии процессов, лежащих в основе формирования творческих способностей, играет связь реализации междисциплинарных связей изобразительного искусства, литературой, музыкой. Слияние искусств на занятиях, их взаимное дополнение, способствует глубокому раскрытию образа.
Цель: формирование патриотического сознания обучающихся детей через ознакомление с героическим прошлым с помощью изобразительных средств.
Задачи: обобщение и закрепление знаний детей о Великой отечественной войне, познакомить с символами победы; - умение создавать сюжетные рисунки по представлению, передавая образы солдат, летчиков, моряков, изображая их героические подвиги в годы войны; воспитывать уважение к ветеранам войны, к павшим войнам; - воспитывать любовь к Родине, гордость к событиям происходящим в стране, чувство патриотизма у детей, гордости за свой народ, стремление быть стойким, мужественным. Назначение: Занятие направлено на введение обучающегося в мир духовных и патриотических ценностей, традиций своей Родины и осознание необходимости преемственности поколений.
Форма данного занятия: практическая
Методы: Активизация внимания; регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; фронтальный - ответы на вопросы коммуникативный; викторина; коррекция
- активизация знаний: проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; здоровье сберегающий; мотивационный; словесный- проверка знаний.
Приѐмы: беседа, инструктаж, викторина, оценка, самооценка, презентация, рефлексия.
Тип занятия: комбинированный: изучение нового материала, контроль и коррекция способов действия знаний, демонстрация знаний, практических способов и действий. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Занятие рассчитано на детей 8-10 лет.
Структура занятия: 1 этап – организационный Подготовка детей к работе на занятии. Организация начала занятия, постановка обучающих, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на образовательную деятельность, активизация внимания.
2 этап – проверочный Обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия. Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация деятельности; проверка имеющихся у детей представлений и умений для подготовки к изучению новой темы.
3 этап – теоретическая часть занятия - изложение исторических данных по теме занятия; - устное описание объекта практической работы; - объяснение специальных терминов по теме занятия; - описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения); - правила техники безопасности.
4 этап – практическая часть занятия изобразительная деятельность по теме «Война, какая она» (выполнение обучающимся сюжетного рисунка по представлению о ВОВ). Развитие эмоциональной сферы сопереживания прошедшим событиям во время ВОВ. Расширение познавательной активности детей и обогащение представления о значимых событиях ВОВ, Усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний.
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию (далее РВПВ) вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы. Проводит инструктаж по проведению практической части работы. Далее обучающиеся приступают к выполнению работы, а РВПВ контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
5 этап – контрольный, рефлексивный. Выявление качества и уровня полученных знаний, их коррекция. Выполнение тестовых заданий, различных видов опроса и т.п.
6 этап - итоговый заключительный. РВПВ совместно с детьми анализирует и оценивает достижения цели и результатов занятия, намечает перспективу работы. Подводят итоги занятия, формулируют выводы, поощряет детей за работу на занятии. Мобилизация детей на самооценку.
Оборудование: компьютер, проектор для показа презентации, стенд с наглядной информацией; запись песни «День победы» Д. Тухманова. Материалы для практической деятельности: бумага формата А4, цветные карандаши или краски на выбор (баночка с водой, кисти, салфетки)
Ход занятия
1 этап занятия организационный: (1 минута) Вводная беседа РВПВ, объявление темы занятия, активизация внимания, создание эмоционального настроения, прослушивание аудиозаписи песни Тухманова «День победы»
РВПВ: Здравствуйте Ребята! Я очень рад нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Скоро наша страна будет отмечать праздник Победы Великой Отечественной войны. Поговорим мы сегодня на очень серьезную и интересную тему: «Война, какая она?» (ответы детей - обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия).
2 этап занятия информационный (5 минут) РВПВ: Эта — самая крупная война в истории человечества. Началась она 22 июня 1941 года в четыре утра, неожиданным нападением Германии. И длилась она долгих четыре года. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю. Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети приняли участие в этой войне. Нелегким был путь к победе. Бои шли на земле, в небе, на море. 9 мая 1945 года фашисты признали полное свое поражение. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днем Победы. Тема войны бесконечна. Поэты слагают стихи, песенники пишут песни, а художники до сих пор изображают военные события тех незабываемых лет. Просмотр презентации (2 минуты) РВПВ: Сейчас мы с вами просмотрим презентацию. (Просмотр презентации сопровождается рассказом РВПВ). Презентация на тему «Война, какая она» в приложении «А».
3 этап – теоретический проверочный: Актуализация знаний; обсуждение презентации; проверка у детей представлений и умений для подготовки изучения новой темы; усвоение новых знаний; изложение исторических данных по теме занятия; (обучающиеся участвуют в учебном диалоге - викторины).
Викторина (3 минуты) РВПВ: Проведём викторину- отвечаем на вопросы. (Условия викторины: дети делятся на две команды; каждая команда друг-другу задают вопросы и отвечают на них, Анализ предложенной ситуации; усваивание новой информации; обобщение знаний; применение опыта коллективной работы, предполагаемые вопросы и ответы домашние заготовки для викторины в приложении «Б»)
РВПВ: Молодцы! Все отлично справились с заданием.
Физминутка (1 минута) (Инструкция по проведению «Физминутки» в приложении «В»).
РВПВ А сейчас проведём физминутку. Внимание! Даю команду «Огонь» …. Закончили! ((По команде РВПВ проводится физминутка на расслабление и настрой к следующему этапу). По окончании действий РВПВ задаёт детям мотивационные вопросы) Ребята с какими трудностями вы столкнулись? Смогли ли вы расслабиться? Какое у вас сейчас самочувствие? (ответы детей)
4 этап - практическая часть занятия (28 минут) (Проверка готовности к практической деятельности; проведение инструктажа; устный анализ практической деятельности: Объяснение специальных терминов по теме занятия; описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности технологии выполнения в приложении «Г»;
РВПВ: а сейчас приступим к практической части нашего занятия изобразительной деятельности по теме: «Война, какая она?» Проверим, все ли у нас готово, вспомним правила поведения при выполнении практической работы; познакомимся терминами и основными техническими призмами практической деятельности. Диалога РВПВ с обучающимися: «Вопрос-ответ» (приложение «Г») Выполнение обучающимися практической работы по изобразительной деятельности (РВПВ контролирует приемы работы проводит диалог с обучающимися детьми, наблюдает, советует, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания)
5 этап – контрольный, рефлексивный (10 минут) Действие РВПВ: (РВПВ объявляет об окончании творческого процесса; предлагает обучающимся проанализировать свои творческие работы по критериям оценки, рассказать о том, что изобразили в своих работах? Удалось ли передать настроение? Раскрыть тему?)
РВПВ: Вот и подошло наше занятие к завершению творческого процесса. Я предлагаю сейчас оформить мини-выставку ваших творческих произведений и перейти к обсуждению ваших творческих работ; провести презентацию и оценить свои работы и своих товарищей по критериям: раскрытие темы, яркость выражения образа; аккуратность, композиционное и цветовое решение.
Действие детей: (Дети выставляют на обозрение сои работы на мини-выставку; обучающиеся проводят презентацию своих выполненных работ; самооценку своих работ, а также оценивают работы своих товарищей). РВПВ: Посмотрите, какие интересные по сюжету получились ваши рисунки. Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Что нового вы узнали на занятии? Почему выбрали именно этот способ?»; Удалось ли вам передать настроение в работе? Что не удалось? Вам понравилось то, что вы сегодня делали? Какие интересные моменты были на занятии? (ответы детей…)
6 этап – итоговый заключительный (1 минута) подведение итога занятия; мобилизация детей на самооценку, полученного результата: контроль, коррекция, оценка. Выявление качества и уровня полученных знаний, их коррекция. Выполнение тестовых заданий, с помощью предложенного РВПВ упражнения.
РВПВ: «Предлагаю выполнить одно упражнение: определите своѐ настроение на начало занятия и на конец занятия. Для этого необходимо на листе бумаги нарисовать два кружка, а затем их раскрасить цветными карандашами. (можно изобразить кружки в виде смайликов). Первый кружок будет обозначать настроение на начало занятия, а второй на конец занятия (дети оценивают свое настроение; РВПВ поощряет детей за работу на занятии; намечает перспективный план). Понравилось упражнение?» Все молодцы! Всем спасибо.
Приложение к методической разработке по теме: «Война, какая она»
Приложение «А»
Презентация к занятию.
Текст к презентации «Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны»
Тема защиты Отечества – вечная в изобразительном искусстве и одна из наиболее почитаемых в белорусской художественной культуре. Освободительная борьба против фашизма вызвала в народе всплеск духовных и физических сил, превратилась в смысл и содержание жизни: во что бы то ни стало выстоять и победить! С этим чувством прошли через войну и деятели искусства – художники, музыканты, скульпторы, писатели. Свое служение Родине они видели в создании произведений, мобилизующих духовные силы общества. Как оказалось, художественные произведения стали могучим оружием и эффективным агитационным средством в великой битве протии фашизма. На фронтах Великой Отечественной сражалось множество художников – профессионалов и начинающих авторов. Среди них было не мало добровольцев, отправившихся на фронт в первые дни войны, причем, далеко не каждый из них выполнял свою боевую задачу с карандашом и бумагой в руках. Воевали в артиллерии, в танковых войсках, в партизанских и разведывательных подразделениях, но чаще всего – рядовыми пехоты. Вместе со всеми мерзли в окопах, ходили в атаку, в полной мере разделяли боль отступления и радость побед. За годы войны окрепло и выросло дарование многих художников. Они поэтому и смогли создать волнующие произведения, потому что сами находились в центре событий. Репортажный рисунок – фронтовые портреты, виды разрушенных городов. Эти работы представляют несомненную историческую ценность как подлинные документы той эпохи. В них органически сочетаются ощущения автора и объективная правда войны. Шестеро художников за боевые подвиги удостоены звания Героев Советского Союза. И все эти годы они не оставляли своей любимой профессии – рисовали, писали, лепили. Их творческим трудом была создана впечатляющая изобразительная летопись войны. В натурных рисунках и этюдах, сделанных в окопах, во время боев, в медсанбатах и госпиталях, в партизанских отрядах, в подразделениях пехоты, штурмовой авиации, разведки, в расположениях танковых войск и осажденных городах ими создана галерея сильных народных характеров. Сохранившиеся картины того периода, фронтовые рисунки и этюды – уникальные исторические свидетельства военного лихолетья. И сегодня, с уверенностью можно говорить, что задачу - поддерживать в народе боевой дух, веру в победу и вдохновлять людей на подвиги, представители изобразительного искусства выполнили всесторонне. (Демонстрация живописных произведений к презентации: Без вести пропавший Горский А.П. Враг остановлен Усыпенко Ф.П Диорама Блокада Ленинграда Корнеев Е.А. За Родину Широков А Сестрица Самсонов М.И Зло мира Щербаков Б.В.. Диорама Сталинградской битвы Бут Н.Я. Жигимонт П.И.Мальцев П.Т. Марченко Г.И. Самсонов М.И. Усыпенко Ф.П. Победители Антонов К.М. Триумф победившей Родины Хмелько М.И).
Приложение «Б»
Предполагаемые вопросы РВПВ и ответы обучающихся: Что произошло 22 июня 1941 года, ровно в 4 часа утра? Кто первым принял бой? Что такое подвиг? Как называют людей, совершивших подвиг?). Предполагаемые ответы детей: началась Великая Отечественная война; пограничники; героизм; героями.)
Приложении «В»
Инструкция по проведению «Физминутки»: Упражнение на снятие мышечных зажимов называется «Огонь и лёд». Сейчас мы попеременно будем напрягать и расслаблять все свое тело. По моей команде: «Огонь» - начнём интенсивные движения телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираем произвольно. По команде «Лёд» - застываем в позе, в которой застигла команда, напрягая до предела свое все тело. Выполним несколько раз, чередуя обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
Приложение «Г»
Текст диалога РВПВ с обучающимися: «Вопрос-ответ»
РВПВ: «С чего начнём работу над композицией? (Сначала намечается композиция тонкими карандашными линиями.)
РВПВ: Расскажите, какие законы перспективы мы должны учитывать? (Законы линейной и воздушной перспектив.)
РВПВ: Какое настроение мы должны отразить в рисунке? (Грустное, жизнерадостное.)
РВПВ: Как мы это можем сделать? (Использовать в рисунке не яркие краски, приглушенные цвета.)
РВПВ: Решение сюжета рисунка что изобразить:(батальную сюжетную композицию или одно-предметный рисунок).
Методическая разработка занятия с учащимися II ступени
Тема: Изготовление нагрудного украшения, как формирование
и развитие чувства патриотизма у детей
Пояснительная записка
Актуальность во все времена актуально воспитание патриотизма и гражданской позиции у подрастающего поколения, воспитание бережного отношения к исторической памяти и людям старшего поколения. В настоящее время проблема творческой самореализации и духовное развитие личности ребёнка одна из наиболее значительных проблем образования и имеет приоритетное направление. Творческая деятельность является мощным воспитательным фактором, так как позволяет создать оптимальные условия для развития творческих способностей и художественного вкуса. В процессе художественно-декоративного, эстетического, экологического, духовного, патриотического воспитания у детей формируются знания о многообразии техник отражения реального мира с использованием различных материалов.
Занятие рассчитано на детей 11-14 лет.
Цель: Изготовление нагрудного украшения в целях воспитания патриотизма и гражданской позиции.
Задачи: дать теоретические знания и практические умения в изготовлении нагрудного украшения; формировать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, гордость за свой народ, ответственности за будущее; способствовать развитию у детей интереса к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества.
Форма данного занятия - практическая
Методы: репродуктивный, словесный, метод практической работы. Приёмы: беседа, инструктаж, викторина. самооценка.
Назначение: изготовление нагрудного знака (сувенира) - символа Победы в ВОВ.
Оборудование и материалы: экран; мультимедийный проектор; материалы: красные и зелены ленточки - примерно 30 см в длину; ленты атласные белого цвета по 5 см, картон, ножницы, клей "Момент»
(или термопистолет) зажигалку, чтобы опалить ленточку; пинцет - удерживать ленточку; зажим, булавки.
Ход занятия
Подготовительный Блок; организационный этап; подготовка обучающихся детей к работе на занятии; организация начала занятия: проверка готовности детей и оснащения; объявление цели занятия и темы занятия (1 минута).
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию далее (РВПВ): Здравствуйте дети! проверьте все ли у вас готово к практической деятельности на проведение данного занятия. На сегодняшнем занятии - цель которого - изготовление нагрудного украшения в целях воспитания патриотизма и гражданской позиции…
Вводная беседа РВПВ с показом слайдов. Обеспечение мотивации и принятие обучающимися детьми цели учебно-познавательной деятельности (3минуты).
РВПВ: «Совсем скоро вся наша страна будет отмечать праздник Великой Победы. 9 мая- это день ликования, день гордости и день благодарности людям, которые подарили нам МИР! В преддверии празднования 79-летия Победы проводится множество разнообразных мероприятий, посвящённых этому событию и теперь каждую весну бутоньерка или нагрудный знак, становится напоминанием для нас всех о подвиге наших отцов и дедов в годы Великой Отечественной Войны. Мы тоже последуем этой традиции, но самостоятельно изготовить символ, добавив к бутоньерке декорированные элементы, немного украсив превратим в нагрудное украшение. Ветераны войны и труженики тыла выходят на праздник с орденами и медалями. Этим изготовленным нагрудным украшением покажете свою причастность к событию, что вы тоже помните, гордитесь и почитаете тех, кто защитил нашу Родину от фашистских захватчиков».
Продолжение вводной, информационной беседы РВПВ (прочтение стихотворения в приложении «А». Информационный блок с показом слайдов с изображением нагрудных знаков, брошей, значков в приложении «Б».
Викторина 2 минуты РВПВ: «А сейчас, мы проведем викторину по закреплению полученных знаний на занятии:
Какие вы знаете нагрудные знаки?»
Ответы детей
РВПВ: «Возможно вы знаете и другие нагрудные знаки?»
Ответы детей
РВПВ: «Как вы думаете, для чего нужны нагрудные знаки?»
Ответы детей
Практической блок
РВПВ: Пришло время приступить к практическим действиям, а именно к изготовлению нагрудного знака. Для этого просмотрим презентацию поэтапного изготовления изделия. (Приложение «Д».)
Инструктаж по технике безопасности РВПВ: Прежде чем перейти к практическому этапу занятия необходимо обсудить технику безопасности при изготовлении нагрудного украшения. И так, рассмотрим материалы и инструменты, с которыми нам предстоит работать… (далее текст в приложении «Г»)
РВПВ: Я желаю вам творческих успехов и верю, что все у вас получиться. Самостоятельные практические действия детей 25 минут. После РВПВ проводит анализ практической деятельности, изготовляемого изделия (2 минуты)
Итоговый этап - рефлексия -подведение итогов занятия; обобщение и систематизация знаний 2 минуты
РВПВ: Занятие наше подошло к концу. Вы все отлично справились с заданиями, а сейчас подведем итог нашего занятия.
(РВПВ задет наводящие вопросы, а дети должны дать ответы на них). Для какой цели мы с вами изготовили эти нагрудные украшения?»
«Удалось достичь поставленной цели? Каким способом? Какие получили результаты? Что вызвало особые затруднения? Интересно ли прошло наше занятие? Все ли у вас получилась?»
Предполагаемые ответы детей: «Мы изготовили для использования на мероприятиях: ко Дню Победы, на парадах, митингах, концертах, спортивных соревнованиях…»
РВПВ: На этом наше занятие завершено. Все молодцы! Всем спасибо.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ
Приложение «А»
Бутоньерку Ветерану подарили,
Он еѐ прижал к своей груди,
А в глазах, вдруг, слезы проступили.
Что в минуты эти пронеслось
В памяти героя и солдата?
Может, вспомнил вражеский налёт,
Может девушку из медсанбата?..
Сколько было пройдено дорог,
И в жару, и в лютые морозы…
От воспоминаний по щекам
Все катились и катились слезы.
Старенький, поношенный пиджак,
Тросточка и сгорбленные плечи.
В ту войну он грудью защищал
Наши с вами будущие встречи,
Наши поцелуи под луной,
Наше счастье в маленькой квартире,
Чтобы жили с вами мы сейчас
И спокойно по земле ходили.
И у нас такого права нет —
Забывать геройский подвиг дедов!
Сколько жизней унесла война,
Прежде чем досталась им победа?!
Сколько их погибло за страну,
Даже не оставив свое имя!
Приложение «Б"
Продолжение информационного блока с показом слайдовой презентации. «Нагрудные знаки могут быть самыми разнообразными. Вот несколько вариантов»:
Много белорусских деревень в годы Великой Отечественной войны были превращены врагом в погребальные костры. В их огне сгинули сотни тысяч душ, чистых, невинных. Тихим местом скорби и горечи утраты была для Светлогорска небольшая деревушка Ола, сожженная в годы войны вместе с мирными жителями. Вереницы машин, потоки людей из разных концов света стремятся сегодня к поклонному кресту мемориала «Ола», где в тиши заповедного леса острее ощущается боль утраты, понесенная нашим народом в дни жестокой войны. И невыносимо желание вдохнуть в этот святой уголок искорку жизни в память о 1750 погибших.
На пригорке, где возвышается поклонный крест, было высажено 12 яблонь сорта «Ола», по одному саженцу в память о жителях 12 окрестных деревень, погибших здесь. Посадить яблони пришли многие, среди которых и члены Светлогорской организации Белорусского союза офицеров. Делали все старательно и бережно, следуя советам опытных садоводов и соблюдая единую концепцию композиции. Яблоня объединяет три важных символа: яблоневый цвет у нас в Беларуси означает Великую Победу, которую народ обрел 9 мая 1945 года, сорт яблони «Ола» созвучен названию деревни, которая стала символом народной скорби и стойкости, плодоносящая яблоня символизирует собой преемственность поколений, тех знаний и традиций, которыми богат и дорожит наш народ.
В Белоруссии в качестве альтернативы георгиевской ленты создали красно-зеленую ленту, цвета государственного флага страны, который украшает цветок яблони. Идея создания нового символа Победы принадлежит белорусскому союзу молодежи. По словам секретаря ЦК БРСМ Виктории Мананковой, проект, созданный к 70-летию Победы, планируется сделать ежегодным. "Это предложение поддержал глава государства, и это будет общенационально", — сказала она.
При этом мало кто помнит, что на параде в мае 2015 г. произошло событие, которое напрямую можно назвать переломным.
28 апреля Красно-зеленая лента с традиционным белорусским цветком яблони заступила георгиевскую, которая, как написали тогда, "еще недавно пестрела на лацканах пиджаков" белорусов. Так в наш активный обиход вошло французское слово” бутоньерка", а сама бутоньерка стала обязательным аксессуаром ко Дню 9 мая!
”.
Лукашенко на параде в Москве 24.06.2020 г. со своей бутоньеркой.
В 2017 красно-зеленая лента была вновь замечена на президентском пиджаке. Но в тот год Лукашенко сделал другой акцент, заменив белое цветение миниатюрным советским орденом Победы. Это не осталось без внимания прессы, которая отметила тот факт уже в 2019 г., хотя фото Лукашенко без яблоневого цветка размещалось в СМИ раньше .К сожалению, аксессуар, что мы видим на фотографии с Александром Григорьевичем, невозможно уже назвать бутоньеркой или брошкой, в лучшем случае – нагрудным знаком, ведь в бутоньерке главную роль откроет именно цветок. Но то, что произошло 9 лет назад в Беларуси, было, как не крути, важной вехой и, возможно, даже смутило нашего восточного соседа. В 2017 г. появились "конкурентные" российские бутоньерки с гвоздиками, розочками, Колоссом и даже веточкой сирени на фоне полосатой оранжево-черной ленты.
В Беларуси же яблоневый цвет остается символом “Великой Победы".
Голубь – символ мира Белый голубь стал символом к 70-летию Великой Победы над фашизмом. Оргкомитет «Победа» утвердил единый логотип празднования Победы в Великой Отечественной войне: это белый голубь, летящий на небесно-синем фоне.
Звезда- - Красная звезда — геральдический знак, который был символом Красной армии, присутствовал на флаге и гербе СССР. - Во время Великой Отечественной войны появился целый ряд боевых наград, посвященных звезде или в основу которых положен этот знак.
Щит — главное оборонительное оружие древнего и средневекового воина, надежно прикрывавшее его от вражеских стрел, копий, мечей и сабель, символ защиты, победы, славы и воинской чести. основное, наиболее очевидное значение, звучащее в словах: «защита», «защитник», «подзащитный», «щиток» и т.п.
Вопросы детям для викторины:
«Какие вы знаете нагрудные знаки?» (ответы детей) «Медали, ордена…»; «бутоньерка» - нагрудный знак.
«Почему она так называется?» (ответ детей) красно-зеленые бутоньерки” это французское слово” бутоньерка", а сама бутоньерка стала обязательным аксессуаром ко Дню 9 мая!
Что же символизирует «бутоньерка» или нагрудный знак.»? (ответы детей)
- Великую Победу;
2.скорбь и стойкость;
3.преемственность поколений, знак уважения, памяти.
«Что означают цвета «бутоньерки» или нагрудного знака» (ответы детей) «Цвета «бутоньерки имеют следующие значения:
- Красный – сила, мужество, благородство, энергия;
- Зелёный – надежда, здоровье, молодость, возрождение, трудолюбие, созидание, природная гармония;
- Белый – чистота, непорочность, примирение, мудрость, знаний»
«Какова история его появления?» (ответы детей) «Флаг Белору́ссии — официальный государственный символ Белоруссии наряду с гербом и гимном. Был утверждён 7 июня 1995 года по результатам референдума от 14 мая, заменив бело-красно-белый флаг, использовавшийся с 1991 года.
.» «Возможно вы знаете и другие нагрудные знаки?» (ответы детей) «Звезда, щит, красная гвоздика, голубь мира»
«Как вы думаете, для чего нужны нагрудные знаки? (ответы детей) «В знак уважения, памяти и солидарности с героическими солдатами, отстоявшими свободу нашей страны в далекие 40-е годы.»
«Вы знаете, что такое щит и для чего он нужен? (ответы детей) «Символ защиты, победы, славы и воинской чести».
«А кто может сказать, что символизирует красная звезда?» (ответы детей) «Символ Красной армии».
Приложение «В» - физминутка «Салют» Вокруг все было тих (встать прямо, руки опустив) И вдруг – салют! Салют! (Руки вверх) Ракеты в небе вспыхнули (Раскрыть пальчики веером) И там, и тут! (Помахать руками над головой с раскрытыми пальчиками) Над площадью, над крышами (Присесть, встать, руки с раскрытыми пальчиками) Над праздничной Москвой Взвивается все выше Огней фонтан живой! (Поднять руки вверх) 2 раза. На улицу, на улицу Все радостно бегут (Легкий бег на месте) Кричат «Ура»! (Поднять руки вверх, крикнуть «Ура!») Любуются. На праздничный салют! (Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево-вправо).
Приложение «Г» - инструктаж по технике безопасности Вопросы, задаваемые РВПВ для диалога с детьми по технике безопасности при использовании материалов и инструментов: Работа с ножницами: - хранить ножницы в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя; - использовать ножницы с закругленными краями; - не держать лезвием вверх; - передавать вперед кольцами с сомкнутыми лезвиями; - нельзя резать на ходу; - при работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
Работа с клеем - избегать попадания клея в глаза, рот на слизистые носа; - при работе с клеем использовать влажную тряпку; - брать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе; - излишки клея убирать мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
Работа с зажигалкой и клеем-пистолетом - во время работы не размахивать зажигалкой; - держать зажигалку на расстоянии от лица; - с клеем пистолетом работать в специально отведенном месте и очень аккуратно чтобы не получить ожог; - чтобы не обжигать руки заготовку удерживать с помощью пинцета; Во время работы быть внимательным не отвлекаться и не отвлекать других.
Приложение Д - методические рекомендации к практическому этапу к занятию: Бутоньерку, красиво складывают из атласных лент. Сначала атласные ленты соединяем по образцу получаются продолговатые красно-зеленые заготовки;- чтобы заготовки не раскрывались - прихватываем зажимами; - срезаем краешки и запаиваем, - заготовки из красных ленточек соединяем с зелеными, надо, чтобы получились две ленточки: изготавливаем два зеленых листочка по образцу; - вырезаем «яблоневый» цветок прикрепляем клеем к зеленым листочкам; затем яблоневый цветок с зелеными листочками прикрепляем к ленточкам и приспосабливаем обычную булавку. Готово!
Приложение- Рефлексия. Вопросы РВПВ: «Для какой цели мы с вами изготовили эти нагрудные украшения»
Ответы детей «Мы изготовили для использования на мероприятиях: ко Дню Победы, на парадах, митингах, концертах, спортивных соревнованиях…»
Методическая разработка занятия сучащимися III ступени
по теме:
«Города-герои, проявившие героизм в период
Великой Отечественной войны».
Пояснительная записка Актуальность Сегодня актуально воспитывать понимание и значимость победы советского народа в Великой Отечественной войне. Представленный материал позволяет организовать активное усвоение материала, способствует максимальному использованию самостоятельности обучающихся в работе с информацией, целостному восприятию и, следовательно, пониманию мира, развивает эстетический вкус, стимулируют творческое развитие, положительно мотивирует ребёнка на усвоение материала. Содержание разработки позволяет в максимальной степени сформировать все универсальные учебные действия. При реализации междисциплинарных связей на занятии происходит применение потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач.
Занятие рассчитано на детей 14-16 лет.
Цель: Познакомить обучающихся с городами-героями, проявившими героизм в период Великой Отечественной войны.
Задачи: развитие самостоятельности у детей в исследовательской работе патриотического воспитания; воспитание и понимание значимости Победы в Великой Отечественной войне; знакомство детей с героическими страницами истории нашей Родины формирование положительной нравственной оценки подвига чувства патриотизма во имя родины; пробуждение у детей интереса к общественным явлениям, стремление узнать историю Победы в Великой Отечественной войне; ; способность выражать благодарность людям, пережившим войну.
Подготовительная работа: разработка программного содержания занятия; подборка руководителем по военно- патриотическому воспитанию (далее РВПВ) информационного исторического материала; распределение маршрута среди обучающихся; назначение штурмана и экскурсоводов по всему маршруту; подготовка и выполнение наглядных пособий; обработка материала на электронном носителе; оформление кабинета; домашнее задание для обучающихся: исследовательская работа и подготовка докладов по теме: «города-герои» Великой Отечественной войны;
Форма данного занятия - тематическое Методы: репродуктивный, словесный.
Приѐмы: беседа, викторины, рефлексия самооценка. Тип занятия: комбинированное занятие, изучение нового материала, контроль и коррекция способов действия знаний, демонстрация способов действий и знаний.
Назначение: организация деятельности обучающихся обогащение знаниями, умениями, навыками, и мыслительными операциями.
Оборудование и материалы: стенд с наглядной информацией; доска с изображением карты Советского Союза; экран; мультимедийный проектор; звездочки из бумаги; магниты с изображением обелисков «городов-героев».
Методические рекомендации к занятию: подборка руководителем по военно-патриотическому воспитанию ( далее РВПВ) информационного исторического материала из разных источников, о том, какой ценой была достигнута победа советского народа в Великой Отечественной войне; все занятие строится на исследовательском материале по теме: «города герои», который дети готовят самостоятельно; на основе материала исследовательской работы дети самостоятельно готовят доклады по своему маршруту; назначение штурмана (ведущего), который должен проложить маршрут по карте, объявлять остановки, указывать на карте города-герои, прикреплять к названиям городов звездочки. А также назначение экскурсоводов путешествия, которые будут рассказывать о городах героях. на доске написать маршрут путешествия: «Города-герои»1. Брест, 2. Минск, 3. Смоленск, 4. Киев, 5. Ленинград, 6. Мурманск, 7. Одесса, 8. Севастополь, 9. Керчь, 10. Новороссийск, 11. Сталинград, 12. Тула,13. Москва. провести мини-паузу в виде викторины, где дети соревнуются между командами своими знаниями поговорок и пословиц на военную тему; в конце занятия подвести итоги в виде викторины «вопрос-ответ».
Программное содержание занятие (40 минут) Организационный этап: Приветствие, объявление темы занятия (1 минута). Основной блок образовательного процесса: Вступительная речь РВПВ: РВПВ объявляет тему занятия. Занятие состоит: из вводной беседы РВПВ; на основе исследовательских работ обучающихся и их докладов. Занятие построено на основе: виртуального путешествия по городам героям Великой отечественной войны. РВПВ озвучивает фамилию и имя обучающегося, назначенного штурманом путешествия; К доске, на которой изображена карта (Советского союза), выходит обучающийся, назначенный штурманом и рассказывает о маршруте следования виртуального путешествия). По маршруту следования штурман выходит каждый раз и объявляет новый маршрут. По окончании экскурсии в каждом городе штурман на карте отмечает пункт назначения звездой. Объявление штурманом начало маршрута. Обучающиеся, назначенные экскурсоводами, должны выходить по очереди к аудитории со своими выступлениями по маршруту (текстовое выступления обучающегося в приложении А) Объявление штурманом о продолжении маршрута следования Выступление обучающихся, назначенных экскурсоводами (в приложении А)
Методы, применяемые на занятии: - Создание психологического настроя на учебную деятельность; - активизация внимания; - мотивация к содержанию занятия учебной деятельности, актуализация знаний; информационный блок: словесный, знаково-символической формы; - использование и применением компьютерных технологий и (выведение на экран городов-героев по которым проходит маршрут следования), что позволяет более эмоционально и доступно донести до обучающихся историческую информацию о героическом прошлом Великой Отечественной войны; умение ставить и формулировать цели и задачи; формирование мыслительных операций. использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем; волевая само регуляция в ситуации затруднения; умение работать по предложенному научному плану; определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога; самоконтроль: контроль и самоконтроль знаний и способов действий; - коррекция -использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность.
Ход занятия
Вводная беседа (2 минуты) РВПВ: Уважаемые дети! Сегодня вашему вниманию будет представлено занятие по теме: «Героические города». Десятки, сотни городов в годы Великой Отечественной стали местами ожесточенных сражений, местами массового героизма людей. 13 городов стали городами-героями. Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по городам-героям, вспомним их героическое прошлое. О маршруте нашего путешествия расскажет нам штурман. (РВПВ озвучивает имя и фамилию обучающегося; к карте выходит обучающийся, назначенный штурманом и рассказывает о маршруте следования).
Штурман: «Начало нашего маршрута - белорусский город Брест, отсюда автобусом мы отправимся в столицу Белоруссии Минск. Затем едем в Смоленск, а оттуда - прямиком на Киев. Потом поездом доберемся до Ленинграда, доедем до Мурманска. Оттуда самолетом перелетим на юг, в Одессу. Из Одессы на теплоходе заедем в Севастополь, Керчь, Новороссийск. Из Новороссийска на поезде отправимся в Волгоград. А из Волгограда - в Тулу. Завершим наше путешествие в городе Москве, столиц Советского союза. Время путешествия 40 минут. В каждом городе нас будут встречать экскурсоводы. Они и помогут нам восстановить героические страницы прошлого. Итак, в путь! Начало путешествия (15минут) Экскурсовод 1: «Я, (фамилия, имя) проведу экскурсию о героической славе города героя - Брест...» (текстовое выступления обучающегося в приложении А)
Штурман: «Наше путешествие продолжается. На пути - столица Белоруссии Минск».
Экскурсовод 2: Я, (фамилия, имя) проведу экскурсию о героической славе города героя Минска...» (текстовое выступления обучающегося экскурсовода в приложении А)
Штурман: «Следующий пункт нашего путешествия - город Смоленск». Экскурсовод 3. «Я, (фамилия, имя) проведу экскурсию о героической славе города героя Смоленска...» (текстовое выступления обучающегося экскурсовода в приложении А)
Штурман: «Следующий пункт нашего путешествия - город Киев». Экскурсовод 4. «Я, (фамилия, имя) проведу экскурсию о героической славе города героя Киева» (текстовое выступления обучающегося экскурсовода в приложении А)
Штурман: «Следующий пункт нашего путешествия - город Ленинград». Экскурсовод 5. «Я, (фамилия, имя) проведу экскурсию о героической славе города героя Ленинграда» (текстовое выступления обучающегося экскурсовода в приложении А).
Штурман: «Следующий пункт нашего путешествия - город Мурманск». Экскурсовод 6. «Я, (фамилия, имя) проведу экскурсию о героической славе города героя Мурманска...» (текстовое выступления обучающегося экскурсовода в приложении А)
РВПВ Мини-пауза (разминка 2 минуты). РВПВ: «А сейчас, мы ненадолго прервем свое путешествие, чтобы провести викторину – соревнование среди команд на тему: «Пословицы и поговорки о войне» (Материал к разделу «Разминка»: Пословицы и поговорки на военную тему в приложении «Б») Педагог: «Молодцы, справились с заданием, а теперь продолжим наше путешествие. Продолжение путешествия (15минут). Штурман: «Следующий пункт нашего путешествия - город Одесса». Экскурсовод 7. «Я, (фамилия, имя) проведу экскурсию о героической славе города героя Одесса...» (текстовое выступления обучающегося экскурсовода в приложении А).
Штурман: «Следующий пункт нашего путешествия - город Севастополь». Экскурсовод 8. «Я, (фамилия, имя) проведу экскурсию о героической славе города героя Севастополя...» (текстовое выступления обучающегося экскурсовода в приложении А.)
Штурман: «Следующий пункт нашего путешествия - город Керчь». Экскурсовод 9. «Я, (фамилия, имя) проведу экскурсию о героической славе города героя Керчь...» (текстовое выступления обучающегося экскурсовода в приложении А).
Штурман: «Следующий пункт нашего путешествия - город Новороссийск».
Экскурсовод 10. «Я, (фамилия, имя) проведу экскурсию о героической славе города героя Новороссийска...») (текстовое выступления обучающегося экскурсовода в приложении А.)
Штурман: «Следующий пункт нашего путешествия – город Сталинград». Экскурсовод 11. «Я, (фамилия, имя) проведу экскурсию о героической славе города героя Сталинграда...» (текстовое выступления обучающегося экскурсовода в приложении А.)
Штурман: «Следующий пункт нашего путешествия – город Тула Экскурсовод 12. «Я, (фамилия, имя) проведу экскурсию о героической славе города героя Тула...» (текстовое выступления обучающегося экскурсовода в приложении А).
Штурман: «Завершающий пункт нашего путешествия - город Москва». Экскурсовод 13. Я, (фамилия, имя) проведу экскурсию о героической славе города героя Москвы...» (текстовое выступления обучающегося экскурсовода в приложении А).
Минута молчания (1минута) РВПВ: Во время путешествия мы словно перелистали героические страницы Великой Отечественной войны. Нам нельзя забывать, что за нашу сегодняшнюю жизнь была заплачена огромная цена. Мы должны помнить своих героев. Предлагаю почтить память погибших за свободу нашей Родины минутой молчания. Спасибо, садитесь. Рефлексия «Вопрос-ответ» (1 минута) РВПВ: Следующим этапом нашего занятия объявляю разминку. Помимо присвоения звания «города-героя», в каждом городе устанавливались стелы памяти героям Великой Отечественной войны. Сейчас выдут по одному представителю от команды и по команде установят магнитики, соответствующему «Городу –герою». Молодцы, Вы справились отлично с этим заданием.
Заключение: Заключительное слово РВПВ Занятие: «Героические города нашей родины» закончено. Практически все вы справились с заданиями. По вашим рефератам видно, что была проведена исследовательская, поисковая работа по городам героям Великой отечественной войны. Все молодцы, всем спасибо».
Приложение к методической разработке занятия по теме:
«Города-герои, проявившие героизм в период
Великой Отечественной войны».
Приложение А
Текстовое приложение выступлений по ходу занятия:
Экскурсовод 1 «Я, (фамилия, имя обучающегося) проведу экскурсию о героической славе города героя - Брест. Этот город первым принял на себя удар врага и сразу же оказался в тылу, так как фашисты рвались к Москве. Но в Брестской крепости оставался гарнизон наших солдат. Они приняли решение не сдаваться. Около месяца им удавалось держаться и вести бой. «Умеем, но из крепости не уйдём» - такую клятву дали себе защитники Брестской крепости. Отрезанные от внешнего мира, от воды, с мизерными остатками продовольствия, защитники крепости сражались до конца. Об их подвиге сложены легенды. За массовый героизм и мужество его защитников Бресту была присвоена высшая степень отличия -звание «Город-герой»». Спасибо за внимание!
Штурман: «Наше путешествие продолжается. На пути - столица Белоруссии Минск».
Экскурсовод 2. «Я, (фамилия, имя обучающегося) проведу экскурсию о героической славе города героя - Минск. Минск - столица республики Беларусь. Немцы захватили Минск в первые же дни войны. Три года продолжалась оккупация. За это время немцы уничтожили более 400 тысяч человек, а сам город превратили в руины. Но Минск не сдался, не покорился врагу, а героически боролся против немецких оккупантов. В городе действовало мощное подполье. Подпольщики устраивали диверсии, печатали листовки, в которых говорили правду о фронтовых событиях. Ни один день враги не 11 чувствовали себя спокойно. Подпольщики были связаны с партизанами. Они устраивали совместные операции, помогали частям Красной Армии освобождать Минск. За заслуги в борьбе с нацизмом Минск получил звание «Город-герой». Спасибо за внимание!
Штурман: Следующий пункт нашего путешествия - город Смоленск. Экскурсовод 3: Я, (фамилия, имя обучающегося) проведу экскурсию о героической славе города героя - Смоленск. Смоленск - древний русский город. Фашисты надеялись захватить его, чтобы открыть путь на Москву. Два месяца здесь шло жестокое сражение. Наша армия была еще слаба и не смогла разгромить врага, но нанесла ему существенный удар. 250 тысяч солдат и офицеров потеряли гитлеровцы под Смоленском. Наши войска отступили, но Смоленское сражение имело очень важное значение. Было задержано наступление на Москву, наша армия выиграла время, чтобы укрепить подступы к столице. Здесь впервые немцы узнали, что такое легендарные «катюши». После Смоленска гитлеровцы поняли, что чем дальше они будут продвигаться в глубь страны, тем труднее им будет. Больше двух лет Смоленщина была оккупирована фашистами. Враги устроили настоящий террор против местных жителей, но сломить их волю так и не смогли. Тысячи жителей стали партизанами и подпольщиками. Их предки гнали с родной земли Наполеона, а они изгнали еще более страшного врага - фашизм. За это Смоленску и было присвоено звание «Город-герой». Спасибо за внимание!
Штурман: а теперь нас ждет Киев - столица Украины.
Экскурсовод 4. «Я, (фамилия, имя) проведу экскурсию о героической славе города героя Киева...» Киев -древний город на Днепре, «мать городов русских», привлекал гитлеровцев по многим причинам. Они думали, что, овладев Киевом, они отрежут от Советского Союза всю Украину и поставят ее богатства на службу Германии. В первый же день войны на город обрушились бомбы врага. И буквально через месяц фашисты уже были под Киевом. У них был двойной перевес в силе, и они собирались захватить город с ходу. Но враг встретил ожесточенное сопротивление. Почти три месяца шли бои за Киев. И солдаты, и жители города показывали чудеса храбрости и героизма. Когда наши войска отступили, фашисты вошли в Киев. Но киевское подполье, партизаны ни на минуту не прекращали борьбу. Вовремя освобождения Киева наши войска провели грандиозную наступательную операцию. В этой операции участвовали партизаны и подпольщики Украины. Это была поистине легендарная операция. А Киев получил звание «Города героя». Спасибо за внимание! Штурман. Теперь нам нужно пересесть на поезд, чтобы добраться до Ленинграда. Экскурсовод 5. Санкт-Петербург (Ленинград) - один из крупнейших городов мира. Научный, культурный, промышленный, исторический центр нашей страны. В планах гитлеровцев Ленинград занимал одно из центральных мест. В первые же дни войны фашисты попытались захватить Ленинград. Но защитникам города удалось его отстоять, и тогда фашисты перешли к длительной осаде. Они окружили город плотным кольцом, надеясь задушить его голодной блокадой. занимал одно из центральных мест. В первые же дни войны фашисты попытались захватить Ленинград. Но защитникам города удалось его отстоять, и тогда фашисты перешли к длительной осаде. Три года героически держались жители города. Весь мир знает 12 имя ленинградской девочки Тани Савичевой, которая записывала в дневнике, как умирали от голода ее родные... Вражеские налѐты, артиллерийские обстрелы не прекращались ни на один день. Но город жил, работал, сражался. Каждый день голодные, замерзающие люди ходили на крыши, тушили зажигательные снаряды и бомбы, спасали свой город от уничтожения. Единственной нитью, связывающей Ленинград со страной, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера. Героизм и мужество защитников города-героя Ленинграда вошли в историю, показали величие духа нашего народа.
Штурман: Мы прощаемся с героическим Ленинградом и отправляемся в заполярный город Мурманск. Спасибо за внимание!
Экскурсовод 6. Мурманск - крупный промышленный город солдат и морских пехотинцев. Тысячи моряков-добровольцев ушли в морскую пехоту, сотни кораблей несли свою постоянную службу: защищали Мурманск, отбивали атаки вражеских самолетов, подводных лодок и миноносцев. Например, запомнился, такой случай, когда семерка истребителей под командованием Сафронова заставила большую группу вражеских бомбардировщиков повернуть назад и сбросить бомбы на свои позиции. Несколько месяцев немцы вели бои в Заполярье и почти ничего не добились -им так и не удалось выйти к железной дороге. Подвиг города-героя Мурманска навсегда войдет в историю нашей Родины как символ стойкости и беспримерного героизма.
Штурман: «Пересаживаемся на самолёт и летим к Чёрному морю. Нас встречает Одесса».
Экскурсовод 7. Одесса - крупный черноморский порт. В первые же дни войны Одесса пережила вражескую осаду. Огромная армия врага стояла у стен города и не могла его взять. Черноморский флот с моря прикрывал Одессу. Город стоял насмерть. Ни на минуту не прекращалась работа заводов и фабрик. Одесситы мужественно переносили тяготы осады: бомбёжки, обстрелы, голод. Наши войска все-таки вынуждены были оставить город, но длительная оборона Одессы имела очень большое значение. Она сковала большие силы противника, нанесла ему большие потери. Враг потерял под Одессой почти 160 тысяч солдат и офицеров. Подвиг защитников города-героя Одессы бессмертен. Спасибо за внимание!
Штурман. В Одессе нас ждёт теплоход. Первый порт назначения - Севастополь.
Экскурсовод 8. Севастополь - город русских моряков, крупнейшая база военно-морского флота. В первый же день войны немцы бомбили Севастополь. А осенью враг решил овладеть городом. Но встретил ожесточенное сопротивление. 250 дней продолжалась героическая оборона Севастополя. Глубоко под землей был построен целый город: госпитали, школы, детские сады. На подземных заводах делали оружие, в мастерских ремонтировали технику. Нашим войскам приходилось постоянно отбивать атаки противника. Моряки, летчики, солдаты сражались насмерть. Героическая защита Севастополя продолжалась восемь месяцев. Она вошла в историю как пример несгибаемой стойкости людей и беззаветной преданности Родине. Когда фашисты взяли город, севастопольцы продолжали героическую борьбу в тылу врага. Во время освобождения Севастополя особенно жестокие бои шли на Сапун-горе. Ровно за год до Дня Победы Севастополь - город русской боевой славы - был освобождён. Спасибо за внимание!»
Штурман: «А теперь наш теплоход отправляется в город Керчь. Экскурсовод 9. «Керчь - крупный порт на берегу Керченского пролива, город металлургов, моряков и рыбаков. С самого начала войны Керчь подвергалась ударам фашистов, несколько раз город переходил из рук в руки. Фашистам удалось захватить его. В городе были древние каменоломни. В них укрылись несколько тысяч наших солдат и местных жителей. Здесь, в каменоломнях, они создали мощное подполье, которое вело жестокую борьбу с фашистами. Фашисты опутывали каменоломни колючей проволокой, взрывали и заваливали входы, запускали в штольни газ и дым, устраивали обвалы. Несмотря на острую нехватку воды, продовольствия, медикаментов, боеприпасов, осажденные совершали дерзкие вылазки, наносили врагу удары, уничтожали его посты и танки. Когда наши войска освобождали Керчь, они высадили десант в районе посѐлка Эльтиген. «Огненная земля» - так называли место, где высадился десант. 36 дней и ночей здесь бушевал огненный смерч - десантники вели бой с фашистами, проявляя изумительную отвагу, стойкость и героизм. Керчь по праву носит имя «Города-героя». Спасибо за внимание!
Штурман: «Из Керчи выходим в открытое море и идем на Новороссийск.» Экскурсовод 10. «Новороссийск - крупный порт на Черном море. Отсюда гитлеровцам открывалась дорога на Кавказ. Фашисты делали все, чтобы завладеть этим городом. Но их остановили наши моряки, солдаты, партизаны-подпольщики. Они не дали врагу даже высадиться. Героическая страница обороны Новороссийска - «Малая земля». Так назывался клочок суши, который в течение 225 дней удерживали наши солдаты. По этому клочку земли вели ураганный огонь десятки артиллерийских и минометных батарей. Но наши солдаты не отступили. Они защитили тыл, который снабжал фронт всем необходимым. Новороссийску по праву было присвоено звание «Город-герой». Спасибо за внимание!»
Штурман. «Дальше продолжим путешествие по суше. Город на Волге – Волгоград (Сталинград)»
Экскурсовод 11. «Сталинград - крупный промышленный и культурный центр, железнодорожный узел, который связывает юг с центром страны. Летом и осенью 1942 года здесь разворачивались события, которые получили название «Великая битва на Волге». Захватив Сталинград, фашисты легко могли бы отрезать нашу армию от нефти Кавказа и хлеба Кубани. Поэтому они стянули к Дону огромные силы. 13 сентября начался штурм города. Бои были ожесточенные, борьба шла за каждую улицу, за каждый дом. От ударов вражеской артиллерии и авиации загорелись нефтебаки, разлилась горящая нефть. Пламя поднималось на 800 метров. Горела земля. Горела Волга. Ни на минуту не прекращались бомбѐжки и артобстрелы. Казалось, что все живое должно погибнуть в этом огне. Но город боролся. Вся страна знает про Дом Павлова в Сталинграде. Немцы его штурмовали несколько раз, но горстка защитников во главе с сержантом Яковом Павловым не сдала свой рубеж. «За Волгой земли для нас нет», - под этим девизом защитники города вели бои за свой город. В исключительно тяжёлых условиях им удалось выстоять. А вскоре советским войскам удалось замкнуть кольцо окружения вокруг вражеских войск. В окружении оказались 22 дивизии. Более 330 тыс. немецких солдат, офицеров и генералов попали в плен. Победа под Сталинградом имела огромное значение для нашего народа. С неё начался коренной перелом в ходе войны. Бессмертный подвиг города-героя Сталинграда мы вспоминаем, посетив мемориальный комплекс - Мамаев курган. Спасибо за внимание!»
Штурман: «Следующий пункт - Тула.»
Экскурсовод 12. «Тула - крупный город, важная стратегическая точка на подступах к Москве. В суровую осень 1941 г. фашисты планировали быстро захватить Москву. Но на пути фашистов встала Тула. Еѐ защитники сделали свой город неприступной крепостью. И планы гитлеровцев были сорваны - им не удалось овладеть Москвой до начала зимы. Защитники города успешно отбивали яростные атаки фашистов. Угроза столице нашего государства с юга была ликвидирована. Защитники города проявили мужество, доблесть, стойкость и героизм. Поэтому Туле было присвоено звание «Город-герой».»
Штурман: «Наше путешествие подходит к концу. Город Москва.»
Экскурсовод 13. Гитлер планировал быстро захватить Москву и поставить наш народ на колени. Война началась в июне 1941, а уже через 3 месяца фашисты были под Москвой. У врага было численное превосходство в танках, самолетах, артиллерии и пехоте. Развернулось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны - битва за Москву. Наши воины не щадили себя. Вместе со всеми сражались и москвичи, народное ополчение. Жители города строили баррикады, копали окопы. Вся страна встала на защиту столицы. Из всех краев и республик к Москве шли эшелоны с войсками и вооружением. Противник был остановлен. А уже в ноябре 1941 года в Москве, как всегда, состоялся военный парад. Это было доказательство силы народа, его уверенности в победе. А ещё через месяц враг был отброшен от столицы. Эта победа имела очень большое значение. Она развеяла миф о непобедимости германской армии. Подвиг города-героя Москвы навсегда вошёл в историю нашей Родины как символ стойкости и беспримерного героизма. Спасибо за внимание!»
Штурман: «Наше путешествие подошло к концу. Мы вновь прибыли в свой родной город Брест».
Приложение «Б»
Материал к разделу «Разминка»:
Пословицы и поговорки на военную тему.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Для Российских солдат - нет преград.
Человек без Родины, что солдат без оружия.
Героям слава, предателям - смерть.
Солдатская честь и слава дороже хлеба и сала.
Жизнь отдам, а Родину не продам.
Чем дома спать, шел бы воевать.
ВРАГ хотел пировать, а пришлось горевать.
Скатертью дорога - от нашего порога.
Бить врага до победы завещали нам деды.
Хватит спать на подушке - становись у пушки.
Слезай с печи - оружие точи.
Есть у солдата шинель - есть и постель.
На фронте воевать - славу добывать.
Слава греет, позор жжет.
В бою горько, зато потом сладко.
Не воевать-победы не видать.
Наше дело правое, мы кончим войну со славою.
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
Чем сильнее любовь к жизни, тем крепче ненависть к врагам.
Слабого огонь войны испепеляет, а сильного как сталь закаляет.
Дело свое знай, победу в бою добывай.
Русский солдат не знает преград.
Кто врагу беспощадно мстит, у того и орден блестит.
Красна девушка косами, солдат — орденами.
На винтовку надейся, а сам не плошай.
Кто знаниями обладает, тот на войне побеждает.
Оружие — сила бойца, используй его до конца.
На авось не надейся, крепче с врагами бейся.
Кто оружием умело владеет, тот врага одолеет.
Храбрость города берет.
Дружно за мир стоять - войне не бывать.
На фронте служить — дружбой дорожить.
На поле боя, в огне пожарища, иди вперед и выручай товарища.
Умри, а друга в бою сохрани.
Если хочешь мира, будь готов к войне.
Приложение «В»
Вопросы для итоговой викторины:
«Вопрос-ответ»: Какое знаменательное событие отмечает наша страна 9 мая? Что означает название «Город герой»? Скольким городам присвоено звание «Город герой»? каким городам присвоено звание «Город герой»? Когда началась Великая Отечественная война? Какая крепость первой встала на пути врага.
Предполагаемые ответы детей: 9 мая наша страна отмечает «День победы» советского народа в Великой Отечественной войне.
Название «Город герой» означает высшую степень отличия, присваиваемую за массовый героизм и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны.
Звание «Город герой» присвоено 12 городам и одной крепости.
Звание «Город герой» присвоено городам: Брест, Минск, Смоленск, Киев, Ленинград, Мурманск, Одесса, Севастополь. Керчь, Новороссийск, Сталинград, Тула, Москва.
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Брестская крепость – герой, героическая оборона которой началась в первый же день Великой Отечественной войны - 22 июня 1941 года
заключение
Содержание разработки позволяет в максимальной степени сформировать все универсальные учебные действия. Представленный материал позволяет организовать активное усвоение учащимися материала, способствует максимальному использованию самостоятельности обучающихся в работе с информацией, целостному восприятию и пониманию мира, развивает эстетический вкус, стимулируют творческое развитие, положительно мотивирует обучаемых на усвоение учебного материала. Дети мало интересуются историей страны, в которой живут. Для того чтобы заинтересовать их событиями давно минувших лет, пробудить желание самостоятельно искать и находить исторический материал, рассказывать другим о своих находках необходимо вовлекать их в интересную, социально значимую деятельность, которая осуществляется в рамках военно-патриотического направления в Беларуси.
Список использованной литературы Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. - 2011. - №11. - С.68 - 71. Алексеев А.Ю. Методические рекомендации по военно-патриотическому направлению деятельности. – М., 2016. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д.Е. Яковлев [Текст] - М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. - 189 с. Быков, А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. - 2009. - №7. - С.21 - 24. Бахтин Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 349- 352. Дубровин, Н. Ф. Отечественная война в письмах современников (1812– 1815 гг.) Железнова Л.Б. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи. - М., 2012. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста [Текст] - М.: АРКТИ, 2004. - 69 с. Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы [Текст] - М.: ВАКО, 2009. - 192 с. Печень, Н. А. Символы воинской славы /. – Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, разработка занятий. http://www.gorodageroi.ru/gorod - из истории звания «город-герой», описание подвига городов-героев, города воинской славы http://basik.ru/historical/photos