Инновационный проект

Инновационный проект: «Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций обучающихся».

Руководитель проекта: Басалай Диана Петровна, директор государственного учреждения образования «Гимназия №4 г.Бреста»

Консультанты проекта:

Краснова Татьяна Ивановна, профессор кафедры философии и методологии университетского образования государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы», кандидат психологических наук, доцент;

Реут Вероника Геннадьевна, начальник отдела социологии образования и повышения квалификации государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат социологических наук, доцент;

Семашко Оксана Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики и менеджмента образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

Временные рамки реализации проекта: 2021-2024 годы.

Цель проекта – обеспечение формирования универсальных компетенций учащихся посредством организации в учреждении образования образовательной среды социально-эмоционального обучения.

Задачи:

  1. Разработать и реализовать систему управления инновационной деятельностью в учреждении образования, обеспечивающую включение педагогов в процесс реализации инновационного проекта по внедрению модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся.
  2. Организовать деятельностно-творческую образовательную среду социально-эмоционального обучения, способствующую включению методов и приемов социально-эмоционального обучения в образовательный процесс с целью формирования компетенции мышления (познания), компетенции взаимодействия с другими, компетенции взаимодействия с собой.
  3. Организовать психолого-педагогическую поддержку участников инновационного проекта.
  4. Обеспечить учебно-методическое и дидактическое сопровождение процессов внедрения социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся.
  5. Определить результативность и эффективность инновационной деятельности, обобщить её результаты, представить инновационный педагогический опыт в форме методических рекомендаций по внедрению модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования в массовую образовательную практику.

Мероприятия по реализации инновационного проекта в IV четверти 2022/2023 учебного года

Романюта С.И., заместитель директора по учебной работе, презентовала опыт работы по реализации инновационного проекта на заключительном этапе республиканского фестиваля «Инновационные практики воспитания», который проходил в ГУО «Гимназия №1 г. Минска имени Франциска Скорины».

Масло Н.А., председатель УМО классных руководителей, приняла участие в VII Региональной научно-практической конференции «Развитие социальных компетенций личности в образовательном процессе: теория и опыт», которая проходила в ГУО «Гимназия №6 г. Бреста имени Маршала Советского Союза Жукова Г.К.».

Наталья Альфредовна представила опыт работы гимназии по реализации инновационного проекта. Презентация опыта отмечена Дипломом III степени управления по образованию администрации Московского района г. Бреста.

27.05.2023 в ГУО «Гимназия №4 г. Бреста» прошел педагогических совет «О ходе реализации инновационного проекта «Внедрение модели социально-эмоционально обучения как условия формирования универсальных компетенций обучающихся» с целью презентации накопленного опыта.

   

 

К педагогическому совету членами инновационной группы была подготовлена стендовая презентация, на которой были отражены направления работы каждого педагога, в буклетах предложены QR- коды, переходя по которым можно ознакомиться с социальными роликами, видеороликами, разработками мероприятий, памятками.


Романюта С.И., заместитель директора по учебной работе, представила краткий отчёт об итогах деятельности инновационной группы за 2022/2023 учебный год. Педагоги Леонова А.И., Тарасенко Т.В., Горник Т.Н., Сахарчук Г.Г. ознакомили присутствующих с методами и формами работы, которые они используют для разработки тем педагогических исследований. Выступления сопровождались презентациями.


По окончанию педагогического совета педагогам был предложен интерактив, по итогам проведения которого сделан вывод: знания, полученные на педагогическом совете, учителя готовы использовать в своей практике.

Академия эмоционального интеллекта (буклет).

Развитие коммуникативных компетенций учащихся (буклет). 

свернуть

Мероприятия по реализации инновационного проекта в III четверти 2022/2023 учебного года

30.01.2023 в гимназии стартовала методическая неделя «Инновации в практике». Проведено занятие по созданию коллажа «Мир вокруг нас» в 6 «А» классе. Ребята работают в группах, учатся учитывать мнение каждого и отстаивать своё, принимать совместные решения! Работа проходит под чутким руководством классного руководителя Карпович Ольги Ивановны.

31.01.23 в рамках недели «Инновации в практике» педагогом-психологом Лобчук Светланой Станиславовной была проведена акция «Зонтик настроения». В основе акции лежит изучение настроения детей и педагогов в учреждении образования. Главной задачей является создание положительного эмоционального фона и повышение сплочённости всех участников образовательного процесса. По итогам акции можно сделать вывод, что у большинства детей и коллектива преобладает «хорошее» и «радостное» настроение.

Учителем Лычук Надеждой Николаевной и учащимися X «А» класса была проведена викторина для I «Б» класса «В мире профессий». В ходе викторины ребята вспомнили, а кто-то и выучил, различные профессии, узнали, чем занимаются люди разных профессий и какие приспособления используют. В завершении викторины ребята поделились своими планами на будущее: рассказали, кем хотят стать, когда вырастут! Самым активным первоклассникам были вручены сладкие призы!

01.02.2023 в продолжение методической недели «Инновации в практике», в рамках проекта «Чистота природы начинается с меня» учащиеся IX «A» класса с целью формирования у учащихся начальной школы бережного отношения к окружающей среде, экологического воспитания подрастающего поколения провели экологическую игру с элементами практических занятий «Сохранение редких видов представителей фауны».

Учащиеся III «А» класса с интересом просмотрели видеоролик, послушали историю острова Калимантан, ответили на вопросы викторины, узнали много нового о редких представителях живого мира. Зданович Инна Владимировна, руководитель проекта, смотивировала учащихся к участию в гимназических акциях «Раздельный сбор отходов», «Поддержим птиц».

Итогом мероприятия стало изготовление книжки-малышки «Сохранение редких видов», в которой отобразилась информация о биологическом разнообразии, собраны практические советы по сохранению природы. Экологическая игра прошла на позитиве и с пользой!

В рамках проекта «Шаг в профессию» учащиеся X «А» класса Игнатюк Маша и Демянчук Маша попробовали себя в роли учителей английского языка и провели урок в V «А» классе. Девочки ответственно подошли к заданию и хорошо подготовились к уроку по теме «My Daily Routine». Первый шаг в профессию сделан!

02.02.2023 в продолжение методической недели «Инновации в практике» педагогом социальным Горник Татьяной Николаевной для учащихся III «Б» класса проведён киноурок «Друг в беде не бросит». Целью данного мероприятия было воспитание у обучающихся нравственных качеств личности, которые влияют на образ мышления, формирование объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их последствий для человека, окружающей среды, государства. Ребята с интересом рассуждали о хороших и плохих поступках, рассказали о том, какие чувства они испытывают при совершении плохих поступков. После просмотра кинофильма обсудили основную мысль фильма, говорили о духовном росте главной героини. Пришли к выводу, что необходимо побеждать плохие качества своего характера, искоренять плохие поступки, работать над собой. В завершение занятия была проведена рефлексия, в ходе которой ребята выразили желание совершить хороший поступок, символом которого был лучик солнца.

02.02.2023 в продолжение методической недели «Инновации в практике», в рамках проекта «Шаг в профессию» учитель Лычук Н.Н. провела открытый классный час « Мир профессий». Целью классного часа было оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности, а также выработка сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение с учетом требований рынка труда и трендов будущего. В ходе классного часа учащиеся X «A» класса узнали, какие топ-10 заблуждений существуют при выборе профессии, а также познакомились с профессиями, которые будут актуальны в ближайшее время.

02.02.2023 в продолжение методической недели «Инновации в практике», в рамках проекта «Самый большой урок в мире» учитель Тарасенко Татьяна Владимировна провела классный час «Точно в цель». Целью мероприятия было изучение и критическое переосмысление идей и ценностей ЦУР, их интерпретации в литературе и кино. В ходе классного часа учащиеся 7 «Г» класса переиграли басню И.А. Крылова «Волк и Ягненок», учитывая актуальные запросы общества.

03.02.2023 в продолжение методической недели «Инновации в практике» учащимися VI «А» и VI «В» классов для начальной школы была проведена акция «Маршрутамі Беларусі. Далучайся!» Цель данной акции - знакомство учащихся начальной школы с достопримечательностями Беларуси, которые посетили учащиеся 6 классов за период реализации инновационного проекта. Работая в команде над созданием презентационных материалов и во время выступления, учащиеся активно обсуждали посещенные места, делились своими впечатлениями. В ходе акции была проведена рефлексия и получена обратная связь от маленьких слушателей.

04.02.2023 в продолжение методической недели «Инновации в практике» педагогом-психологом Устюжаниной Е.М. для учащихся III «А» класса был проведён форум-театр «Выбор». Особенностью данной формы работы является отсутствие рекомендаций со стороны педагога, как следует поступать в сложившейся ситуации, то есть дети сами должны найти решение. Целью данного мероприятия было познакомить обучающихся с понятием «конфликт», познакомить со стратегиями поведения в конфликте, найти подходящие способы разрешения конфликтной ситуации. К мероприятию были привлечены учащиеся восьмых классов, которые разыграли конфликтные ситуации. Ребята с интересом смотрели за происходящим, участвовали в диалоге, предлагая способы решения конфликтных ситуаций. В завершение занятия была проведена рефлексия. Ребята дали обратную связь и поделились эмоциями, полученными в ходе мероприятия.

04.02.2023 в продолжение методической недели «Инновации в практике» учителем физической культуры и здоровья Сахарчук Галиной Григорьевной для учащихся VII «Г», VIII «А» и VIII «Б» классов была проведена спортивно-развлекательная игра «Магический квадрат». Цель данного мероприятия - пропаганда здорового образа жизни через организацию спортивных соревнований, создание праздничного настроения у детей, посредством активного участия в конкурсно-игровой программе. На первый взгляд задания казались простыми, но их выполнение требовало от учащихся логического мышления, ориентации в пространстве. Конкурсные программы данного рода помогают развивать внимание, смекалку, ловкость и быстроту, умение действовать в нестандартных ситуациях, а также стремиться к достижению успеха.

04.02.2023 в рамках недели «Инновации в практике» Леоновой Анджелой Игоревной для учащихся 6-х классов была проведена викторина «Прогулка со знакомыми незнакомцами», посвященная туристско-экскурсионному «опыту» учащихся, которые были вовлечены в познавательные экскурсии по Бресту и поездки по Брестчине и Беларуси. Целью мероприятия стало не только пробуждение познавательного интереса учащихся, обобщение их знаний об увиденном в течение 1,5 лет, но и «реконструкция» эмоциональной реакции на пережитое, увиденное и узнанное. Ребята, ставшие членами команд вне зависимости от класса обучения, вспоминали те или иные факты из истории родного города и края в непосредственной связи с пережитыми ранее впечатлениями и эмоциями. Итогом игры стали не только полученные знания, но и искренние монологи участников в адрес своих «соперников», с которыми провели игру и с которыми разделили приятные часы «познания» родного города, Брестчины, Беларуси. «Путешествуя - отдыхай, узнавай, развивайся!» - слоган наших шестиклассников.

свернуть

Мероприятия по реализации инновационного проекта во II четверти 2022/2023 учебного года

С целью развития инновационной компетенции в ноябре месяце были проведены индивидуальные и групповые консультации по теме инновационного проекта, ведению документации, состоялись рефлексивные совещания с участниками инновационной группы. В ходе работы над темами педагогических исследований педагогами, членами творческой группы, были проведены ряд мероприятий, способствующих развитию компетенций социально-эмоционального обучения.

Формирование профессиональных компетенций учащихся обеспечивается через реализацию темы педагогического исследования «Развитие навыков ответственного принятия решений учащихся II и III ступени обучения как одного из аспектов социально-эмоционального обучения». Исследование воплощается в жизнь через образовательный проект «Шаг в профессию» (учитель Лычук Н.Н.)

Время не стоит на месте, пройдена уже половина дистанции десятого класса. Работа в рамках инновационного проекта во второй четверти 2022/2023 учебного года была направлена на понимание учащимися важности осознанного выбора будущей профессии. С этой целью был проведен ряд классных часов, таких как «Мир моих увлечений», «Что такое призвание и как его найти»,  «Счастливый билет в твоей судьбе», «Что такое профэтика и профнепригодность». В ходе занятий ребята пришли к осознанию важности честности и порядочности в любых сферах жизни, познакомились с понятием самоэффективности и изучили его слагаемые, развивали свои интересы и целеустремленность. Для улучшения социальной осведомленности необходимо развивать  способность воспринимать чужую точку зрения и сочувствовать другим людям из разных слоев общества и культур, понимать социальные и этические нормы поведения, а также признавать ресурсы и поддержку семьи, школы и общества.

В течение второй четверти учащиеся X«А» класса участвовали в различных конкурсах, в ходе которых ребята, сами того не подозревая, знакомились и постигали азы той или иной профессии.

Явтуховичу Дмитрию было предложено попробовать себя в роли начинающего писателя, журналиста. Итогом пробы пера стал рассказ на белорусском языке «Апошні ліст», работа была отправлена на республиканский конкурс, посвещенный Году исторической памяти, организованный Национальной академией наук Беларуси иотмечена Дипломом III. Учащийся со своим педагогом Михайловой Натальей Владимировной посетил торжественное мероприятие, посвященное чествованию победителей, в Национальной академии наук.

Работа юного прозаика Хведчени Анны, педагог Михайлова Наталья Владимировна, отмечена Диплом III степени в Международном детско-юношеском литературном конкурсе «Берег мечты» в номинации «Проза», тема «Профессия моей мечты»!

Очень заинтересовал учащихся конкурс «ProБеларусь», для участия в котором необходимо было подготовить фотографии. Ракицкая Арина в очередной раз проявила свои знания и умения в профессии фотографа. А Горшенина Анастасия и Костюкевич Александра попробовали себя в роли фотомоделей.

Создание эмоционально комфортной среды, в которой учащиеся чувствуют, что их ценят и они могут проявлять себя как личность, является основным направлением деятельности педагога. Пробуя себя в той или иной профессии, ребята приобретают социальные навыки, сами принимают решения в разных ситуациях, тем самым нарабатывают жизненный опыт, который им так необходим в данном возрасте.

В рамках работы образовательного проекта «Чистота природы начинается с меня» реализуется тема исследования «Развитие навыков ответственного принятия решений у учащихся II и III ступени обучения как аспекта социально-эмоционального обучения» (учитель Зданович И.В.).

Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за ее экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания, проект «Чистота природы начинается с меня»  предлагает решать ее путем вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.

В рамках проекта «Чистота природы начинается с меня» были организованы экскурсии, проведены викторины, выставки и акции: «Покормим птиц зимой, «Отходы в доходы» (сбор макулатуры, утилизация пластиковых изделий), конкурс кормушек, выставка новогодних игрушек из бросового материала «Вторая жизнь упаковки». В рамках реализации проекта учащиеся среднего звена гимназии провели акцию «Ближе к природе», познакомили обучающихся младших классов с экологическим календарём, рассказали о датах, посвящённых экологии, оформили лэп-бук «Беречь природу‑значит беречь себя».

 

Участвуя в экскурсиях, викторинах, ребята сделали вывод, что человек, живущий на Земле в окружении растений и животных, не может не любить свой родной край. Он часть природы. И поэтому просто обязан жить в согласии с ней.

Объективные потребности общества делают актуальным широкое внедрение экологического воспитания. Давая детям возможность получать столь богатый опыт, мы способствуем формированию многих ключевых компетенций, в том числе экологических.

Овладевать методами научного познания и применять эти знания на практике позволяет исследовательская деятельность гимназистов, которая также способствует творческому развитию, формирует интерес и потребность в углубленном изучении природы и методов ее охраны.

На конкурс исследовательских работ «С наукой в будущее» были представлены работы учащихся по темам: «Определение массовой доли соли в колбасных изделиях», «Стоянка древних людей вблизи деревни Кокорица как объект краеведческого исследования Брестчины», «Особенности анатомического строения стебля некоторых представителей голосеменных растений».

С целью развития коммуникативных компетенций в различных видах деятельности у учащихся VI классов реализуется тема исследования «Развитие коммуникативных компетенций учащихся II ступени обучения как составляющей ключевых компетенций через создание деятельностно-творческой образовательной среды» (Учителя Карпович О.И., Леонова А.И.). Во II четверти проводилась работа, направленная на создание деятельностно-творческой среды, участниками которой стали как учащиеся, так и их законные представители. Была продолжена работа в рамках проекта «Маршрутами маёй Радзiмы». Так с целью развития национального самосознания учащихся, приобщения к героическим страницам истории родной земли было организовано посещение учащимися VI классов музея «Оборона Восточного форта» МК «Брестская крепость-герой». С целью знакомства с достижениями современной белорусской культуры учащиеся VI классов посетили город Минск и Новогоднее представление в Белгосцирке. Итогом этих «путешествий» стали эссе учащихся, в которых они отразили свои впечатления от увиденного, эмоционально отреагировали на новые знания о родной земле. Продолжена работа по созданию интерактивной карты; группам учащихся поставлена задача по созданию презентационных материалов «Маршрутами маёй Радзiмы».

В рамках заявленной темы проекта проводилась работа по привлечению к совместной творческой деятельности законных представителей учащихся. Так в рамках гимназической осенней ярмарки «Дары осени» родители учащихся совместно с классными руководителями и непосредственно самими учащимися активно занимались организацией и творческой презентацией классов в рамках мероприятия (разработка сценария, создание тематической композиции, изготовление кулинарных изделий и презентация класса).

Реализация совместной творческой/учебной деятельности учащихся проводилась и непосредственно на уроках русского языка и литературы. Учащимся был предложен ряд творческих и учебных тем, которые можно было успешно реализовать только посредством коллективной работы. Учащиеся самостоятельно создавали творческие группы, распределяли функции в ней; реализуя принцип «равный обучает равного», готовили «защиту» своей работы (учащийся, который должен был провести словесную «защиту» коллективной работы, определялся учителем, поэтому в группе каждый обучал и готовил к защите каждого участника группы).

С целью формирования уважительного отношения к эмоциональным реакциям одноклассников и эмоциональной саморегуляции с учащимися VI классов были проведены классные часы, посвященные проблемным вопросам межличностных отношений подростков (с привлечение гимназической психолого-педагогической службы). К решению возникающих между учащимися проблемных ситуаций привлекалась и родительская общественность: вопросы межличностных взаимоотношений, особенности эмоционального поведения подростков обсуждались на классных родительских собраниях, с родительским комитетом и в индивидуальном порядке с родителями учащихся.

В рамках работы образовательного проекта «Тропа здоровья» реализуется тема педагогического исследования «Развитие навыков командной работы и совместного решения проблем у учащихся II ступени обучения как аспекта социально-эмоционального обучения» (учитель Сахарчук Г.Г.). Формирование социально-эмоциональных навыков осуществляется через воспитательную работу. В процессе реализации темы инновационного проекта у учащихся формируются навыки эффективного общения, умение налаживать взаимодействие внутри коллектива, находить общий язык, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, а также открыто обсуждать проблемы и пути их решения, анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки.

В рамках реализации инновационного проекта были проведены мероприятия. С целью формирования дружного коллектива, стимулирования общения и создания дружеских отношений на основе общих интересов, расширения кругозора в направлении физической культуры и спорта, развития творческих и коммуникативных способностей, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, принимать решения.

C целью создания и поддержания дружеских отношений в коллективе, налаживания гармоничного взаимодействия между классами проведен тимбилдинг для учащихся VIII классов. Мероприятие проходило в игровой форме, где все участники проявляли не только ловкость и физические навыки, но и развивали творческие способности, интеллектуальные качества, умение работать в команде.

С целью ознакомления учащихся с ведущими спортивными объектами Республики Беларусь Минск-Арена, Чижовка-Арена была организована экскурсия в город Минск.

С целью демонстрации привлекательности зимних месяцев, развития интереса к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов был организован и проведен спортивный праздник «Зимние забавы».

В шестой школьный день в рамках внедрения инновационного проекта организована деятельность гимназической Академии эмоционального интеллекта, через работу которой реализуется тема педагогического исследования «Развитие навыков командной работы и совместного решения проблем у учащихся II ступени обучения как одного из условий формирования лидерских качеств» (педагоги-психологи Устюжанина Е.М., Лобчук С.С.)

Деятельность в первую очередь направлена на работу с учащимися, имеющими некоторые проблемы в поведении: их эмоциональную неустойчивость, невнимательность, отвлекаемость, отсутствие интереса к учебе и страхом неудачи. Также работа направлена на такие аспекты как детская неуверенность в себе, замкнутость, стеснительность, отсутствие друзей, не умение работать в команде.

Педагогом-психологом Устюжаниной Е.М. были проведены групповые занятия с учащимися в форме тренинга. С помощью различных упражнений, учащиеся развивают навыки саморегуляции и самодисциплины, которые помогают им устанавливать и поддерживать здоровые отношения и эффективно ориентироваться в условиях общения с разными людьми. Прогнозируемый результат - умение учащихся ставить цели, представлять, что им делать для их достижения, принимать ответственные решения и осознавать их последствия, активно и доброжелательно взаимодействовать с окружающими людьми, понимать их мотивы и эмоции, проявлять заботу об окружающих, понимать себя и свои потребности, свои эмоции и мысли, самостоятельно направлять свои эмоции в нужное русло, грамотно управлять своим поведением в различных ситуациях, в том числе в ситуациях повышенного стресса и конфликта.

В декабре 2022 года в рамках участия в международном культурно-гуманитарном проекте «Киноуроки в школах мира» для учащихся VII-VIII классов педагогами социальными Горник Т.Н., Устюжаниной Е.М. и педагогом-психологом Лобчук С.С. был организован показ фильма «Новогодний подарок». После просмотра фильма учащиеся поделились своими мыслями и впечатлениями. Рассуждали о том, с какими чувствами и эмоциями ассоциируется у ребят праздник Новый год, что такое настоящий подарок и как важно делать добро для других. Этот киноурок заставил задуматься об основных нравственных качествах: способности заботиться о других, умении сочувствовать и сопереживать, быть добрым. В жизни очень важна доброта. Фильм учит тому, что нужно думать не только о себе, но и желать добра для других.

Выводы, сделанные ребятами после просмотра киноурока, и приближающийся Новый год помогли с выбором общественно полезного дела. 21 декабря и 22 декабря учащиеся вместе с педагогами навестили детей с особенностями психофизического развития по месту жительства с целью вручения пригласительных билетов на новогодние утренники, проводимые в рамках Республиканской акции «Наши дети». Учащиеся поздравили детей с наступающим Новым годом и Рождеством и пригласили на мероприятие, подарили хорошее настроение и частичку душевной теплоты.

С целью расширения представлений о жизненных проблемах и способах их преодоления проведено занятие «Что делать в ситуации кризиса». В ходе мероприятия были поставлены и достигнуты задачи: научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные жизнеутверждающие установки и действенные формы общения в трудные моменты жизни; информировать об особенностях кризисных состояний, расширение репертуара конструктивных способов выхода из сложных жизненных ситуаций; научить некоторым приемам саморегуляции эмоциональных состояний.

Через выполнение упражнений «Передай мяч, не используя ладони», «Я и мой мир вокруг меня», «Неприятность эту мы переживём» пришли к выводу: нельзя торопиться, трудные жизненные обстоятельства способны вызвать тревогу, панику, раздражение, а эти факторы могут выбить из колеи и не помогут сделать правильный шаг в сторону решения проблемы; нельзя принимать решения «на горячую голову», необходимо сделать передышку, необходимо посмотреть на проблему не как на нечто угрожающее, а как на нормальную ситуацию, несущую в себе изменения.

Тема педагогического исследования «Развитие навыков эффективного общения у обучающихся II ступени обучения как средства успешной социализации» реализовывается через работу Академии эмоционального интеллекта в шестой школьный день (педагог социальный Горник Т.Н.).в ноябре было проведено занятие  «Я и мои эмоции». Занятие было направлено на развитие представления у учащихся об эмоциях, на формирование умения осознавать и адекватно выражать свои эмоции, совершенствование навыков общения, формирование навыков саморегуляции, снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия.

 В декабре с обучающимися V «Б» класса было проведено занятие  «Хозяин эмоций». Через игры-практикумы и упражнения ребята учились контролировать свои эмоции, закрепляли умение адекватно выражать эмоции, развивали стремление проявлять добрые чувства, формировали навыки чуткого отношения к другим, совершенствовали коммуникативные навыки в совместной работе.

 

свернуть

Мероприятия по реализации инновационного проекта в I четверти 2022/2023 учебного года

С целью развития инновационной компетенции в сентябре месяце были проведены индивидуальные и групповые консультации по теме инновационного проекта, ведению документации, состоялись рефлексивные совещания с участниками инновационной группы. В ходе работы над темами педагогических исследований педагогами, членами творческой группы, были проведены ряд мероприятий, способствующих развитию компетенций социально-эмоционального обучения.

Формирование профессиональных компетенций учащихся обеспечивается через реализацию темы педагогического исследования «Развитие навыков ответственного принятия решений учащихся II и III ступени обучения как одного из аспектов социально-эмоционального обучения». Исследование воплощается в жизнь через образовательный проект «Шаг в профессию» (учитель Лычук Н.Н.)

Определение старшеклассников с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом не только приобретения, но и поиском профессии, анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии.

IX класс позади, ребятами получено базовое образование и сделан выбор в пользу того или иного профиля. X «А» класс отличается «единством профиля» - физико-математического. Однако стоит отметить, что не все ребята осознанно выбрали данное направление. Есть учащиеся, которые сделали свой выбор под влиянием родителей (совет родителей оказался определяющим), а есть и такие, чьи предпочтения обусловлены проходным баллом и отметками по профильным предметам.

С целью обучения ответственному принятию решений учащимся был предложен классный час «От чего зависит мой учебный успех?». Он прошел в форме круглого стола, на котором ребята учились делать обоснованное суждение после анализа информации, данных и фактов, предвидеть и оценивать последствии своих действий, признавать полезности навыков критического мышления как в школе, так и за ее пределами.

В пятнадцатилетнем возрасте старшекласснику очень сложно выбрать профессию. Именно поэтому важно научить детей осознавать свое личное «Я», ведь именно во время рефлексии старшеклассник "определяется": кто он, каковы его способности, какой жизненный идеал, кем он хочет стать. Самоанализ является отсроченной психологической основой профессионального самоопределения для большинства учащихся. Оценивая свои возможности и способности, престижность профессии, социально-экономическую ситуацию старшеклассники самоопределяются в получении профессионального образования.

С целью развития самосознания и саморазвития, а именно установки на развитие и самоэффективности  на классном часу «Трудности профессионального самоопределения» ребята учились откладывать удовлетворение, чувствовать мотивацию для достижения своих и коллективных целей.

Для развития познавательного интереса ребят и привития им любви к науке, была организована поездка в г. Минск в музей «Экспериментус». Здесь ребята смогли проверить свои знания в физике, восполнить пробелы, и узнать много нового.

Таким образом, для старшеклассников учебно-профессиональное самоопределение выступает как осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

 

В рамках работы образовательного проекта «Чистота природы начинается с меня» реализуется тема исследования «Развитие навыков ответственного принятия решений у учащихся II и III ступени обучения как аспекта социально-эмоционального обучения» (учитель Зданович И.В.). Формирование социально-эмоциональных компетенций гимназистов осуществлялось через интеграцию социально-эмоционального компонента в учебные занятия, воспитательные мероприятия в шестой школьный день, работу с законными представителями учащихся.

Через работу образовательного проекта «Самый большой урок в мире» реализуется тема исследования «Развитие навыков ответственного принятия решений как одного из аспектов социально-эмоционального обучения» (учитель Тарасенко Н.В.).В ходе мероприятий в рамках проекта учащиеся узнали о 17 целях устойчивого развития и плане действий на 15 лет, который был согласован и принят 193 государствами-членами ООН в ходе Специального саммита по устойчивому развитию до 2030 года.

22 сентября учащиеся VII «Г» класса принимали участие в квесте «Путешествие по Целям Устойчивого Развития». Ребятам необходимо было последовательно пройти 17 этапов (по числу ЦУР) с заданиями и обоснованием своего выбора, чтобы лучше разобраться в целях в области устойчивого развития. Пройдя этот квест, дети получили советы о том, как изменить свою жизнь и жизнь окружающих людей к лучшему.

Турслет - это всегда праздник для ребят, который объединяет, дает заряд положительных эмоций и бодрости. Команда VII «Г» класса с достоинством выдержала напряжение спортивных состязаний, ярко проявила себя в творческих и кулинарных баталиях. А красивая природа, хорошая компания сделали это командообразующее мероприятие ярким и незабываемым.

Перемены начинаются с вас! Каждый человек на Земле – часть решения. В ходе акции «Чистый двор» обучающиеся VII «Г» класса осознали, что есть ряд, казалось бы, простых действий, которые могут нам помочь, если все мы сделаем их частью своей жизни, в мире произойдут большие изменения.

С целью развития коммуникативных компетенций в различных видах деятельности у учащихся VI-х классов реализуется тема исследования «Развитие коммуникативных компетенций учащихся II ступени обучения как составляющей ключевых компетенций через создание деятельностно-творческой образовательной среды» (Учителя Карпович О.И., Леонова А.И.). В процессе реализации темы у участников формируются навыки сотрудничества, умения управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение, умения работать в малой группе, умения создавать конечный продукт: интерактивную карту путешествий и электронную книгу путешествий (КТД), а также эффективно общаться и взаимодействовать для решения разнообразных задач в группах и в коллективе, работать в команде.

 С целью дальнейшего формирования коммуникативных компетенций деятельность по реализации темы проводится в различных формах (внеурочная деятельность): моделирование различных ситуаций, игры, тренинги, реализация проекта «Маршрутамі маей Радзімы” (с применение нарративных техник), КТД.

Реализация проекта «Маршрутамі маей Радзімы” (с применением нарративных техник) и КТД занимают центральное место в цикле мероприятий. Педагогами Карпович О.И. и Леоновой А.И. разработан маршрут по Беларуси с учетом познавательного интереса учащихся, который представляет собой экскурсии с интерактивными формами и приемами, формирующими коммуникативные навыки. В составлении маршрута также с принимали учащиеся VI «А» и VI «В» классов. После экскурсии учащиеся делятся на команды, между которыми рапределяются задания: первая команда - написать “Заметки путешественника”, рассказ, стихотворение. При этом  наррация (создание повествований о путешествиях) становится проявлением эмоций, когнитивных процессов и рефлексии. Выражая накопленный опыт учащиеся формируют и демонстрируют определенный уровень коммуникативных компетенций и эмоционального интеллекта. Такое формирование особенно необходимо в современной форме образования, где общение в вербальной и невербальной формах взаимодействия может стать выражением эмоционального интеллекта в виде нарратива. Вторая команда отмечает на интерактивной карте путешествий место, которое посетили, прикрепляет фотографии, заметки.; третья команда работает над созданием главы электронной книги.

В процессе создания интерактивной карты и электронной книги путешествий (КТД) дети приобретают навыки общения, учатся работать, делятся успехами и ответственностью с другими, много узнают друг о друге.

Происходит непосредственное обогащение каждого участника собственным опытом отношения к окружающей жизни и к себе как товарищу других людей. И что особенно важно — в этом процессе теснейшим образом соединяется развитие всех трех сторон личности нового человека: познавательно-мировоззренческой (научные знания, убеждения, идеалы), эмоционально-волевой (высокие чувства, стремления, интересы, потребности), действенной (общественно-необходимые умения, навыки и привычки, творческие способности, общественно-ценные черты характера).

В рамках работы образовательного проекта «Тропа здоровья» реализуется тема педагогического исследования «Развитие навыков командной работы и совместного решения проблем у учащихся II ступени обучения как аспекта социально-эмоционального обучения» (учитель Сахарчук Г.Г.). Формирование социально-эмоциональных навыков осуществляется через воспитательную работу. В процессе реализации темы инновационного проекта у учащихся формируются навыки эффективного общения, умение налаживать взаимодействие внутри коллектива, находить общий язык, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, а также открыто обсуждать проблемы и пути их решения, анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки.

В рамках реализации инновационного проекта были проведены следующие мероприятия: «Мир моих увлечений». Час общения с педагогом – психологом гимназии. Целью данного мероприятия было расширение кругозора детей, формирование положительной мотивации к саморазвитию, побуждение к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов.

На базе ГУО «Гимназия №4 г. Бреста» прошел научно - методический семинар «Двигательный компонент в системе здорового образа жизни учащихся учреждений общего среднего образования». Встреча с преподавателями и студентами Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина. Цель данного мероприятия - формирование ценности здоровья учащихся, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, стимулирование познавательной активности учащихся и формирование культуры движений. Тематика семинара была направлена на повышение уровня осведомленности учащихся в теоретических и практических вопросах физической культуры.

Среди учащихся VIII классов были проведены соревнования по волейболу с целью обеспечения развития навыков командной работы, а также вовлечения учащихся в игровую деятельность, привития интереса к ЗОЖ.

С целью привития интереса учащихся к занятиям физической культурой и спортом было организовано посещение международного турнира по минифутболу на призы таможенного комитета республики Беларусь (СК «Виктория»).

В октябре месяце был организован и проведен туристический слёт, с целью популяризации здорового образа жизни, привлечения учащихся к занятию туризмом, пропаганды бережного отношения к природе.

В шестой школьный день в рамках внедрения инновационного проекта организована деятельность гимназической Академии эмоционального интеллекта, через работу которой реализуется тема педагогического исследования «Развитие навыков командной работы и совместного решения проблем у учащихся II ступени обучения как одного из условий формирования лидерских качеств» (педагоги-психологи Устюжанина Е.М., Лобчук С.С.)

Деятельность в первую очередь направлена на работу с учащимися, имеющими некоторые проблемы в поведении: их эмоциональную неустойчивость, невнимательность, отвлекаемость, отсутствие интереса к учебе и страхом неудачи. Также работа направлена на такие аспекты как детская неуверенность в себе, замкнутость, стеснительность, отсутствие друзей, не умение работать в команде.

Для реализации всего вышеизложенного в течение I четверти были проведены: социометрическое исследование, направленное на определение лидеров, отверженных, пренебрегаемых и принимаемых членов класса; групповое занятие с учащимися в форме тренинга имеющее структуру психологической игры. С помощью различных упражнений, учащиеся развивают навыки саморегуляции и самодисциплины, которые помогают им устанавливать и поддерживать здоровые отношения и эффективно ориентироваться в условиях общения с разными людьми.

Конечным результатом станет умение учащихся ставить цели, представлять, что им делать для их достижения, принимать ответственные решения и осознавать их последствия, активно и доброжелательно взаимодействовать с окружающими людьми, понимать их мотивы и эмоции, проявлять заботу об окружающих, понимать себя и свои потребности, свои эмоции и мысли, самостоятельно направлять свои эмоции в нужное русло, грамотно управлять своим поведением в различных ситуациях, в том числе в ситуациях повышенного стресса и конфликта.

Тема педагогического исследования «Развитие навыков эффективного общения у обучающихся II ступени обучения как средства успешной социализации» реализовывается через работу Академии эмоционального интеллекта в шестой школьный день (педагог социальный Горник Т.Н.).

Педагогом социальным Горник Т.Н. с обучающимися V «Б» класса в сентябре было проведено занятие «Давай дружить!». Занятие было направлено на совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе, формирование навыков саморегуляции, снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия и  повышение сплоченности класса.

В октябре с учащимися V «Б» класса было проведено занятие «Если бы я был волшебником..». Через игры-практикумы и упражнения ребята развивали стремление проявлять добрые чувства, формировали навыки чуткого отношения к другим, совершенствовали коммуникативные навыки в совместной работе.

 

 

свернуть

Мероприятия по реализации проекта за IV четверть

С целью развития инновационной компетенции в апреле месяце были проведены индивидуальные и групповые консультации по теме инновационного проекта, ведению документации, состоялись рефлексивные совещания с участниками инновационной группы. Подготовлена справка о промежуточных результатах реализации инновационного проекта. В ходе работы над темами педагогических исследований педагогами, членами творческой группы, были проведены ряд мероприятий, способствующих развитию компетенций социально-эмоционального обучения.

Учитель географии Зданович И.В. в рамках реализации проекта «Чистота природы начинается с меня» организовала и провела следующие мероприятия. 14 апреля учащиеся ГУО «Гимназия №4 г. Бреста» восьмых и одиннадцатых классов и классные руководители Богуш И.Р., Зданович И.В., Михайлова Н.В. приняли участие в акции «Посади своё дерево», которая проходила в рамках Недели леса и была посвящена Году исторической памяти. Через участие в данной акции происходит формирование экологической культуры учащихся, развивается интерес к природе, убеждение в необходимости охраны окружающей среды, сообщение необходимого минимума сведений о мировых экологических проблемах.

Участники акции работали на территории 74 квартала Меднянского лесничества Брестского лесхоза,  высадили 1000 сеянцев сосны обыкновенной на территории 0.5 гектара.

Парфенюк Михаил Иванович, лесничий Меднянского лесничества, рассказал учащимся о способах лесовосстановления и лесоразведения на территории Беларуси, показал участки, с высаженными 2 года назад деревьями, ознакомил с технологией посадки молодых деревьев.

Каждый участник акции с гордостью может сказать: «Своё дерево я уже посадил!»

В мае месяце была проведена акция «Украсим свой двор вместе». В рамках акции учащимися восьмых классов были подготовлены клумбы, произведена посадка зеленых насаждений и декоративных растений на территории гимназии. Цель данной акции - воспитание и формирование экологической культуры, осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира.

С целью развития коммуникативных компетенций в различных видах деятельности у учащихся V классов реализуется тема исследования «Развитие коммуникативных компетенций учащихся II ступени обучения как составляющей ключевых компетенций через создание деятельностно-творческой образовательной среды» (учителя Карпович О.И., Леонова А.И.)

В рамках реализации темы педагогического исследования учащимися V «А» и V «В» классов были посещены следующие объекты: «Музей В.Н. Карвата» ГУО «Средняя школа №8 г. Бреста»; музей «Оборона Восточного форта» МК «Брестская крепость-герой»; парк-музей интерактивной истории «Сула»; Национальная библиотека Республики Беларусь.

В рамках проведения экскурсионных мероприятий учащиеся смогли не только пополнить свои знания по истории Родины, но и совершенствовать свои «эмоциональные реакции», придавая им словесные очертания в форме путевых заметок и видеорепортажей.

Развитие социально-эмоциональных компетенций учащихся реализовывалось в рамках коллективных творческих дел, проходивших в рамках тематических гимназических мероприятий.

Наибольший интерес у учащихся вызвало создание коллективного коллажа «Что в имени тебе моём…», посвящённого истории собственного имени. В рамках этого коллективного творческого дела учащиеся смогли проявить как «индивидуальную креативность» в процессе поиска интересной информации о собственном имени, так и умение (и желание!) работать в творческой группе. Подобная форма работы даёт ребятам возможность «примерить» на себе как роль «ведущего», так и роль «ведомого», тем самым развивая социальные компетенции детей.

Кроме того, в рамках конкурсной программы, проходившей в форме интерактивной викторины, учащиеся 5-х классов продемонстрировали лучшие «коллективные качества», когда успех команды был неразрывно связан с «коллективной» активностью, креативностью учащихся-болельщиков.

  

 

Педагогом-психологом гимназии Крупениной Н.В. в течение IV четверти проводились: мониторинг мотивации и уровня готовности к инновационной деятельности, сформированности инновационной компетентности и исследовательской культуры педагогов; уровня социально-эмоциональных компетенций учащихся, групповые занятия с учащимися в форме тренингов, психологических игр, обучающих семинаров-практикумов, направленные на развитие коммуникативных навыков, способов эффективного разрешения конфликтных ситуаций, развития навыков сотрудничества и умения работать в команде: «Общаемся без конфликтов» (VI «А» класс), «Внимание: конфликт!» (VIII «Б» класс), «На пути к сотрудничеству» (Х классы), направленные на развитие эмпатии, умения понимать эмоциональное состояние своё и других, развитие навыков саморегуляции и стрессоустойчивости: «Понятие об агрессии» (IХ «Б» класс), «Экзамен без стресса» (IX классы), «Эмоции под контролем: готовимся к экзаменам» (XI классы), направленные на обучение навыкам конструктивного решения проблем, умению делать осознанный выбор и самостоятельно принимать ответственные решения: «Свобода и ответственность» (VII «Б» класс), «Как справляться с кризисной ситуацией» (VIII «А» класс),«Сделай правильный выбор» (Х классы).

Тема педагогического исследования «Развитие навыков эффективного общения у обучающихся II ступени обучения как средства успешной социализации» реализовывается через работу Академии эмоционального интеллекта в шестой школьный день (педагог социальный Горник Т.Н.).

В IV четверти в рамках реализации темы педагогического исследования были проведены следующие мероприятия: в апреле с обучающимися VI классов было проведено занятие с элементами тренинга «Мы разные, но вместе мы едины», целью данного занятия было создание благоприятного психологического климата в коллективе обучающихся, преодоление барьеров в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков. Предлагаемые в ходе занятия упражнения способствовали осознанию обучающимися своей роли, функции в классе, развивали навыки работы в команде.

В мае было проведено занятие «Мой класс - моя семья» для обучающихся VI «А» класса. Целью данного занятия было достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы». Через игры-практикумы и выполнение различных упражнений учащиеся развивали навыки взаимоотношений: способности устанавливать и поддерживать здоровые отношения и эффективно ориентироваться в условиях общения с разными людьми, способности ясно общаться, активно слушать, сотрудничать, понимать эмоции и управлять ими.

В шестой школьный день в рамках внедрения инновационного проекта организована деятельность гимназической Академии эмоционального интеллекта, через работу которой реализуется тема педагогического исследования «Развитие навыков командной работы и совместного решения проблем у учащихся II ступени обучения как одного из условий формирования лидерских качеств» (педагог-организатор Володичева И.Ю.).

В апреле месяце была проведена интерактивная игра «Пионерский переполох» для учащихся VII-класса. Основная цель – создание условий для формирования активной жизненной позиции и сплочение участников классного коллектива, развитие навыков командной работы, через совместную деятельность по выполнению предложенных заданий.

В мае - коллективное творческое дело «Рисунок на асфальте: ЗОЖ – это образ жизни», интерактивная акция «Создание коллажа: почему я выбираю ЗОЖ?» Основная цель – формирование социально – активной позиции учащихся по пропаганде здорового образа жизни, вовлечение учащихся во внеурочную жизнь гимназии, развитие навыков работы в группах и способности самостоятельно принимать решения. Все проводимые мероприятия были направлены на развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде, эффективного взаимодействия друг с другом. В командной работе очень явно выражаются лидерские качества участников группы, которые способствуют формированию самостоятельности и социально-значимых навыков учащихся.

 

Формирование профессиональных компетенций учащихся обеспечивается через реализацию темы педагогического исследования «Развитие навыков ответственного принятия решений учащихся II и III ступени обучения как одного из аспектов социально-эмоционального обучения». Исследование воплощается в жизнь через образовательный проект «Шаг в профессию» (учитель Лычук Н.Н.).

По итогам девятого класса учащиеся сдают экзамены, поэтому работа в четвертой четверти была направлена на эмоционально-психологическую подготовку учащихся. В рамках совершенствования самодисциплины были проведены беседа «Психологическая подготовка к экзамену», заседание актива класса «На полпути к экзамену», круглый стол «Скоро экзамен» с целью формирования навыков управления эмоциями, определения и использования стратегий управления стрессом. Ребята также обучались ответственному принятию решений, а именно: научились делать обоснованное суждение после анализа информации, данных и фактов, предвидеть и оценивать последствий своих действий, признавать полезности навыков критического мышления как в школе, так и за ее пределами. Этим же целям способствовал и тренинг с педагогом-психологом «Как справиться со стрессом на экзамене». Во время данного тренинга учащимся были предложены действенные методики управления стрессом на экзамене и в дальнейшей жизни, ребята научились определять свои эмоции и выбирать верные способы управления ими.

Для  формирования осознанного  похода  к своему  будущему, построения  жизненной траектории, в рамках классного часа учащимся был предложен урок-практикум  «Молодежь. Карьера. Образование».

Для родителей был проведен родительский университет: «Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?», ведь родители помогают детям научиться быть ответственным, проявлять заботу, уметь справляться с препятствиями, уметь управлять эмоциями и использовать их, знать, как сохранить здоровье. Обладая подобными навыками, ребенок сможет успешно реализовать свой потенциал, что обеспечит его социализацию в современном обществе, подготовит к будущей самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности, будет содействовать саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию его как конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.

С целью формирования патриотического отношения к профессиональным областям, которые развиты и процветают в нашей стране, были проведены  ШАГ: «Гордость за Беларусь. Выращено белорусами» (о развитии сельского хозяйства), а также ШАГ: «Гордость за Беларусь. Произведено белорусами» (о развитии пищевой промышленности).

свернуть

Мероприятия по реализации проекта за III четверть

С целью развития инновационной компетенции в марте месяце  педагогам гимназии был представлен стендовый семинар «Профессиональное мастерство педагогов как средство социально-эмоционального обучения учащихся». Для педагогов-членов инновационной группы были проведены индивидуальные и групповые консультации по теме инновационного проекта, ведению документации. В январе и марте состоялись рефлексивные совещания с участниками инновационной группы. Обновлена информация на сайте гимназии.

В ходе работы над темами педагогических исследований педагогами-членами творческой группы были проведены ряд мероприятий, способствующие развитию компетенций социально-эмоционального обучения.

В феврале месяце педагогом социальным Горник Т.Н. с учащимися VII «Б» было проведено занятие «Мы – коллектив»,  целью которого было формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности обучающихся. Учащиеся через выполнение различных упражнений учились находить конструктивное решение в конфликтной ситуации, развивали навык сотрудничества через организацию работы в парах, учились понимать ценность дружбы.

В марте  Горник Т.Н. с обучающимися VII «А» было проведено занятие «Конфликт. Мое отношение к конфликту. Мост отношений между людьми», целью которого было создание условий для коммуникативной компетентности обучающихся и способности толерантного поведения. Через выполнение различных упражнений педагог знакомил обучающихся с понятиями «конфликт», «компромисс». Ребята изучали стратегии поведения человека в конфликтной ситуации и степень их эффективности, развивали навыки слушания и понимания оппонента в конфликтной ситуации.

Учитель географии Зданович И.В. в рамках реализации подпроекта «Чистота природы начинается с меня» провела с учащимися гимназии ряд тематических бесед: «Земля просит защиты», «Правила пожарной безопасности в лесах, на торфяниках, о незаконных выпалах сухой растительности,  поведения в природе», круглый стол «Природа не прощает ошибок». 

С целью повышения познавательного интереса учащихся к проблемам охраны природы, экологической культуры, формированию  бережного отношения к природе были проведены интеллектуальные игры: «Птичье рандеву», «Путешествие к дальним берегам», «Своя игра по экологии».

Воспитывать  интерес к истории своей малой родины, к народным традициям, прививать чувство любви и патриотизма, расширять представление учащихся об особенностях растительного и животного мира Беларуси и окрестностях города Бреста позволяют экскурсии и прогулки. В III четверти были проведены заочные экскурсии: «Видовой состав лесов Брестского района», «Заказники Брестчины», прогулка «Инвазивные виды растений Беларуси».

Педагогом-организатором Володичевой И.Ю. были проведены ряд занятий из цикла «Школа юного лидера» для учащихся V классов. Цель – развитие социальной активности, развитие лидерских качеств в различных видах совместной деятельности. (Январь)

Совместно с учителем физической культуры и здоровья Сахарчук Галиной Григорьевной были разработаны и проведены:

– Игра «Мы – одна команда» для учащихся VII классов. Цель игры – сплочение коллектива, формирование и усиление эффективного командного взаимодействия, развитие навыков командного взаимодействия. (Февраль)

– Квест «Широкая Масленица» для учащихся V классов, целью которого являлось приобщение учащихся к народным праздникам и традициям,  формирование коммуникативных навыков, социальной активности учащихся, навыков командной работы.

31 января учащиеся 5-х классов гимназии и их классные руководители Карпович О.И. и Леонова А.И. встретились с волонтёрами поисково-спасательного отряда "Ангел". Цель мероприятия - знакомство с основами волонтерского движения, развитие коммуникативных умений учащихся, умений работать в команде, эмоционально взаимодействовать с социумом. Встреча была организована в рамках цикла тематических мероприятий "Кто они - люди героических профессий". Наши гости  рассказали ребятам об особенностях своего дела, сложного и нужного. Каждый из участников волонтёрского отряда реализуется и в своей профессии, но объединяет их всех, таких разных, желание помочь людям, нуждающимся в этой помощи.  Поисковики-спасатели рассказали ребятам об опасностях, с которыми можно столкнуться не только в лесах или на водоёмах, но и в городе. Пятиклассники примерили поисковую экипировку, попробовали работать с рациями и сигнальными фонарями, услышали поисковую сирену и, конечно, задали огромное количество интересующих их вопросов. Встреча переросла в доверительное и теплое общение детей и взрослых, которых отличает возраст, но объединяет "горячее сердце" и убежденность в человеческой доброте. Финальным аккордом встречи в  гимназии с дополнительным музыкальным образованием неслучайно стал клип к песне "Дай мне знак", ставшей гимном поисково-спасательного отряда "Ангел". "Слушай  сердце - и верь!"  - доносится с экрана, отзывается в душе и отражается  в детских глазах!

28 января учащиеся V«А» и V«В» классов  с целью развития познавательных интересов учащихся к родному краю, совершенствования коммуникативных умений учащихся посетили геологический кабинет БрГУ им.А.С.Пушкина. Детскому восторгу и любопытству не было предела, так как вместе с Ириной Владимировной Солоп, заведующей кабинетом, они погрузились в настоящие  недра земли (коллекция насчитывает более 1500 экземпляров минералов, горных пород и окаменелостей). Ирина Владимировна рассказала ребятам о наиболее интересных и редких минералах и породах. Ребята не только увидели сокровища  недр земли, но и потрогали, и даже понюхали их. Впечатления от увиденного и услышанного, от общения с неравнодушным и чутким человеком - Ириной Владимировной - мгновенно отражались на детских лицах и в нескончаемом потоке вопросов.

19 февраля Карпович О.И., Леонова А.И. совместно с учителем ОМХК Печниковой Н.Н.  провели для учащихся  V«А» и V«В» классов прошел круглый стол "Традиции и события в моей семье". Цель мероприятия - формирование благоприятного эмоционально-психологического климата в ученическом сообществе, развитие эмоционально-коммуникативных навыков учащихся посредством вовлечения в коллективное творческое дело. На первом этапе учащиеся готовили вместе со своими родителями коллаж, который должен был отразить роль ребенка в семье и взаимодействие между членами семьи в тех или иных событиях; продемонстрировать семейные традиции. Непосредственно во время круглого стола учащиеся в неформальной обстановке смогли обменяться не только информацией, но и положительными эмоциями, которые стали следствием их собственных рассказов и реакцией на повествование своих ровесников. Итогом круглого стола стало и более тесное знакомство пятиклассников, и обретение близких по интересам и увлечениям друзей.

Классным руководителем IX «A» Лычук Н.Н. в рамках реализации подпроекта «Шаг в профессию» на протяжение третьей четверти был проведен целый ряд классных и информационных часов профориетационной направленности. На них ребята не только расширили свои знания о мире профессий, но и познакомились с престижными, редкими и новыми профессиями, охарактеризовали предмет труда каждой профессии, научились общаться без слов и “считывать” знаки собеседника, что является немаловажным умением для большинства профессий; и познакомились с профессиями родителей своих одноклассников. Также было проведено несколько психологических разминок, на которых учащиеся узнали о техниках “быстрого” снятия стресса, о том как расслабиться и настроиться на работу, в том числе и на экзамен.

 20 января 2022г. совместно с педагогом-психологом Крупениной Н.В. было проведено родительское собрание “Роль родителей в профессиональном самоопределении учащихся”. В ходе собрания родителям рассказали об уровне профессионального самоопределения учащихся и  уровне готовности ребят к выпускным экзаменам. Как показало предварительное анкетирование, только 30% учащихся определились в плане выбора будущей профессии, 44% учащихся рассматривают два варианта и 26% - еще не определились. Родителям также были даны рекомендации, как настроить детей на экзамен, а также как правильно повлиять либо поддержать выбор ребенка.

7 февраля состоялась онлайн экскурсия по пожарной аварийно-спасательной части №5 Брестского района Брестской области. Учащиеся познакомились с условиями, в которых живут и работают спасатели МЧС, вспомнили устройство пожарной машины, и узнали, что спасатели, также как и они, ежедневно занимаются и совершенствуют свои  навыки в условиях максимально приближенных к реальной жизни.

24 февраля 2022г на базе ГУО “Гимназия №4 г. Бреста” состоялся открытый кинологический урок. Учащиеся познакомились с профессией кинолога, узнали, как собаки помогают людям в жизни и  сложно ли дрессировать животных. 

 В качестве шага  реализации целей устойчивого развития в области образования классный руководитель VI «Г» класса Тарасенко Т.В.в январе месяце провела со своими воспитанниками познавательную беседу «Мои таланты», во время которой учащиеся лучше узнали друг друга, расширили свой кругозор.

  В феврале с учащимися была проведена беседа-практикум «Думай глобально-действуй локально», в ходе которой учащиеся дискутировали и предлагали интересные решения на тему «А можно ли свести отходы к нулю?»

В марте одна их встреч с учащимися прошла под лозунгом «Знать, чтобы сохранить» и была направлена на формирование экологической ответственности. Учащиеся узнали о ценных, редких и исчезающих видах животного и растительного мира национального пара «Беловежская пуща», а на весенних каникулах имели возможность увидеть богатство природного наследия собственными глазами.

 

 

 

свернуть

Мероприятия по реализации проекта за II четверть

В декабре месяце для педагогов гимназии были проведены семинары: «Создание развивающей образовательной среды на учебных занятиях, способствующей развитию универсальных компетенций учащихся» (Свирепа В.И., заместитель директора по УР) и «Разрешение проблемы развития высокомотивированных учащихся в образовательной среде гимназии»

(Крупенина Н.В., педагог-психолог)

27 декабря состоялось заседание инновационной группы, на котором были откорректированы календарные планы, рассмотрены вопросы заполнения дневников, решены ряд организационных вопросов.

С целью развития инновационной культуры 7 декабря 2021 года учителя ГУО «Гимназия N4»: Данилович Ю.С., Карпович О.И., Тарасенко Т.В.  приняли участие в финальном мероприятии  Декады «Образование в интересах устойчивого развития для всех» – Фестивале инновационных ОУР практик в БГПУ им. М. Танка. Лучший опыт реализации инновационных ОУР практик был представлен на четырех тематических площадках фестиваля. Кроме инициатив-участников декады, участники фестиваля познакомились с деятельностью Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования, Республиканского центра психологической помощи, Республиканского Центра образовательной робототехники, инициативами ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ПРООН и самыми «устойчивыми» проектами БГПУ: «Школа зеленого волонтера ЦУР»; «Современное детство: растем вместе»; «Дети о ЦУР»; «Родительский университет»; «Уроки устойчивого развития для младших школьников»;  «Дети столицы»; «Ориентация на будущие поколения».

 

В ноябре – декабре Володичевой И.Ю. совместно с учителем физической культуры и здоровья Cахарчук Г.Г. были проведены следующие мероприятия: квест «По следам осени» для учащихся II классов (ноябрь) и квест «5 колец» для учащихся V классов (декабрь). Целью мероприятий является развитие интереса к участию в спортивных и подвижных играх, здоровому образу жизни, а также развитие навыков командной работы через совместное выполнение предложенных заданий.

 

В рамках реализации учебного проекта «Шаг в профессию» Лычук Н.Н. и учащиеся 9 «А» класса приняли участие в  в профориентационном онлайн-вебинаре для учащихся «Хобби – как профессия и профессия – как хобби» (В рамках проведения  Республиканской недели технического творчества «Юность  Интеллект. Будущее», Национальный детский технопарк).

  

В рамках реализации учебного проекта «Чистота природы начинается с меня» Зданович И.В. провела с учащимися 8 «А» класса классный час «Чем могут быть полезны отходы». Учащиеся гимназии приняли участие в акциях «Отходы и доходы», «Чистый двор», организована выставка новогодних игрушек из подручного материала, выполненных учащимися гимназии.

Педагогами Карпович О.И. и Леоновой А.И. была проведена серия мастер-классов «Новогодняя академия» для учащихся 5 классов, в ходе которых учащиеся научились  оформлять новогодние подарки различными способами, создавать новогодний декор своими руками.  В ходе работы над коллективным творческим делом учащимися была создана фотозона, посвященная зимним праздникам.

Педагогом социальным Горник Т.Н. было проведено занятие  с учащимися 6 классов с элементами тренинга «Искусство общения»

 

свернуть

Мероприятия по реализации проекта за I четверть

28 октября состоялся семинар-практикум для участников инновационной группы «Педагогическое исследование». В ходе семинара заместитель директора по учебной работе Свирепа В.И. познакомила педагогов с  алгоритмом исследовательской деятельности, методами исследования, со структурой дневника и его ведением, формами обобщения и трансляции опыта. Директор гимназии Шкулепа Е.В. познакомила педагогов с материалами семинара «Развитие инновационной культуры педагогов» (АПО, г. Минск, 11-14 октября).

4 ноября 2021г. с целью знакомства педагогического коллектива с инновационным проектом был проведен педсовет-семинар «Теоретические основы внедрения модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций обучающихся». Заместитель директора по учебной работе Свирепа В.И. познакомила педагогов с теоретическими основами социально-эмоционального обучения, озвучила результаты анкетирования педагогов (Анкеты: «Восприимчивость педагогов к новшествам», «Оценка готовности педагога к инновационной деятельности»). Руководитель проекта, директор гимназии Шкулепа Е.В. рассказала об этапах внедрения модели в гимназии.

  

свернуть

Перечень документов на организацию, продолжение, завершение инновационной деятельности, предоставляемых учреждением образования в ГУ «Учебно-методический кабинет Московского района г.Бреста»