С целью развития инновационной компетенции в ноябре месяце были проведены индивидуальные и групповые консультации по теме инновационного проекта, ведению документации, состоялись рефлексивные совещания с участниками инновационной группы. В ходе работы над темами педагогических исследований педагогами, членами творческой группы, были проведены ряд мероприятий, способствующих развитию компетенций социально-эмоционального обучения.
Формирование профессиональных компетенций учащихся обеспечивается через реализацию темы педагогического исследования «Развитие навыков ответственного принятия решений учащихся II и III ступени обучения как одного из аспектов социально-эмоционального обучения». Исследование воплощается в жизнь через образовательный проект «Шаг в профессию» (учитель Лычук Н.Н.)
Время не стоит на месте, пройдена уже половина дистанции десятого класса. Работа в рамках инновационного проекта во второй четверти 2022/2023 учебного года была направлена на понимание учащимися важности осознанного выбора будущей профессии. С этой целью был проведен ряд классных часов, таких как «Мир моих увлечений», «Что такое призвание и как его найти», «Счастливый билет в твоей судьбе», «Что такое профэтика и профнепригодность». В ходе занятий ребята пришли к осознанию важности честности и порядочности в любых сферах жизни, познакомились с понятием самоэффективности и изучили его слагаемые, развивали свои интересы и целеустремленность. Для улучшения социальной осведомленности необходимо развивать способность воспринимать чужую точку зрения и сочувствовать другим людям из разных слоев общества и культур, понимать социальные и этические нормы поведения, а также признавать ресурсы и поддержку семьи, школы и общества.
В течение второй четверти учащиеся X«А» класса участвовали в различных конкурсах, в ходе которых ребята, сами того не подозревая, знакомились и постигали азы той или иной профессии.
Явтуховичу Дмитрию было предложено попробовать себя в роли начинающего писателя, журналиста. Итогом пробы пера стал рассказ на белорусском языке «Апошні ліст», работа была отправлена на республиканский конкурс, посвещенный Году исторической памяти, организованный Национальной академией наук Беларуси иотмечена Дипломом III. Учащийся со своим педагогом Михайловой Натальей Владимировной посетил торжественное мероприятие, посвященное чествованию победителей, в Национальной академии наук.
Работа юного прозаика Хведчени Анны, педагог Михайлова Наталья Владимировна, отмечена Диплом III степени в Международном детско-юношеском литературном конкурсе «Берег мечты» в номинации «Проза», тема «Профессия моей мечты»!
Очень заинтересовал учащихся конкурс «ProБеларусь», для участия в котором необходимо было подготовить фотографии. Ракицкая Арина в очередной раз проявила свои знания и умения в профессии фотографа. А Горшенина Анастасия и Костюкевич Александра попробовали себя в роли фотомоделей.
Создание эмоционально комфортной среды, в которой учащиеся чувствуют, что их ценят и они могут проявлять себя как личность, является основным направлением деятельности педагога. Пробуя себя в той или иной профессии, ребята приобретают социальные навыки, сами принимают решения в разных ситуациях, тем самым нарабатывают жизненный опыт, который им так необходим в данном возрасте.
В рамках работы образовательного проекта «Чистота природы начинается с меня» реализуется тема исследования «Развитие навыков ответственного принятия решений у учащихся II и III ступени обучения как аспекта социально-эмоционального обучения» (учитель Зданович И.В.).
Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за ее экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания, проект «Чистота природы начинается с меня» предлагает решать ее путем вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.
В рамках проекта «Чистота природы начинается с меня» были организованы экскурсии, проведены викторины, выставки и акции: «Покормим птиц зимой, «Отходы в доходы» (сбор макулатуры, утилизация пластиковых изделий), конкурс кормушек, выставка новогодних игрушек из бросового материала «Вторая жизнь упаковки». В рамках реализации проекта учащиеся среднего звена гимназии провели акцию «Ближе к природе», познакомили обучающихся младших классов с экологическим календарём, рассказали о датах, посвящённых экологии, оформили лэп-бук «Беречь природу‑значит беречь себя».
Участвуя в экскурсиях, викторинах, ребята сделали вывод, что человек, живущий на Земле в окружении растений и животных, не может не любить свой родной край. Он часть природы. И поэтому просто обязан жить в согласии с ней.
Объективные потребности общества делают актуальным широкое внедрение экологического воспитания. Давая детям возможность получать столь богатый опыт, мы способствуем формированию многих ключевых компетенций, в том числе экологических.
Овладевать методами научного познания и применять эти знания на практике позволяет исследовательская деятельность гимназистов, которая также способствует творческому развитию, формирует интерес и потребность в углубленном изучении природы и методов ее охраны.
На конкурс исследовательских работ «С наукой в будущее» были представлены работы учащихся по темам: «Определение массовой доли соли в колбасных изделиях», «Стоянка древних людей вблизи деревни Кокорица как объект краеведческого исследования Брестчины», «Особенности анатомического строения стебля некоторых представителей голосеменных растений».
С целью развития коммуникативных компетенций в различных видах деятельности у учащихся VI классов реализуется тема исследования «Развитие коммуникативных компетенций учащихся II ступени обучения как составляющей ключевых компетенций через создание деятельностно-творческой образовательной среды» (Учителя Карпович О.И., Леонова А.И.). Во II четверти проводилась работа, направленная на создание деятельностно-творческой среды, участниками которой стали как учащиеся, так и их законные представители. Была продолжена работа в рамках проекта «Маршрутами маёй Радзiмы». Так с целью развития национального самосознания учащихся, приобщения к героическим страницам истории родной земли было организовано посещение учащимися VI классов музея «Оборона Восточного форта» МК «Брестская крепость-герой». С целью знакомства с достижениями современной белорусской культуры учащиеся VI классов посетили город Минск и Новогоднее представление в Белгосцирке. Итогом этих «путешествий» стали эссе учащихся, в которых они отразили свои впечатления от увиденного, эмоционально отреагировали на новые знания о родной земле. Продолжена работа по созданию интерактивной карты; группам учащихся поставлена задача по созданию презентационных материалов «Маршрутами маёй Радзiмы».
В рамках заявленной темы проекта проводилась работа по привлечению к совместной творческой деятельности законных представителей учащихся. Так в рамках гимназической осенней ярмарки «Дары осени» родители учащихся совместно с классными руководителями и непосредственно самими учащимися активно занимались организацией и творческой презентацией классов в рамках мероприятия (разработка сценария, создание тематической композиции, изготовление кулинарных изделий и презентация класса).
Реализация совместной творческой/учебной деятельности учащихся проводилась и непосредственно на уроках русского языка и литературы. Учащимся был предложен ряд творческих и учебных тем, которые можно было успешно реализовать только посредством коллективной работы. Учащиеся самостоятельно создавали творческие группы, распределяли функции в ней; реализуя принцип «равный обучает равного», готовили «защиту» своей работы (учащийся, который должен был провести словесную «защиту» коллективной работы, определялся учителем, поэтому в группе каждый обучал и готовил к защите каждого участника группы).
С целью формирования уважительного отношения к эмоциональным реакциям одноклассников и эмоциональной саморегуляции с учащимися VI классов были проведены классные часы, посвященные проблемным вопросам межличностных отношений подростков (с привлечение гимназической психолого-педагогической службы). К решению возникающих между учащимися проблемных ситуаций привлекалась и родительская общественность: вопросы межличностных взаимоотношений, особенности эмоционального поведения подростков обсуждались на классных родительских собраниях, с родительским комитетом и в индивидуальном порядке с родителями учащихся.
В рамках работы образовательного проекта «Тропа здоровья» реализуется тема педагогического исследования «Развитие навыков командной работы и совместного решения проблем у учащихся II ступени обучения как аспекта социально-эмоционального обучения» (учитель Сахарчук Г.Г.). Формирование социально-эмоциональных навыков осуществляется через воспитательную работу. В процессе реализации темы инновационного проекта у учащихся формируются навыки эффективного общения, умение налаживать взаимодействие внутри коллектива, находить общий язык, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, а также открыто обсуждать проблемы и пути их решения, анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки.
В рамках реализации инновационного проекта были проведены мероприятия. С целью формирования дружного коллектива, стимулирования общения и создания дружеских отношений на основе общих интересов, расширения кругозора в направлении физической культуры и спорта, развития творческих и коммуникативных способностей, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, принимать решения.
C целью создания и поддержания дружеских отношений в коллективе, налаживания гармоничного взаимодействия между классами проведен тимбилдинг для учащихся VIII классов. Мероприятие проходило в игровой форме, где все участники проявляли не только ловкость и физические навыки, но и развивали творческие способности, интеллектуальные качества, умение работать в команде.
С целью ознакомления учащихся с ведущими спортивными объектами Республики Беларусь Минск-Арена, Чижовка-Арена была организована экскурсия в город Минск.
С целью демонстрации привлекательности зимних месяцев, развития интереса к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов был организован и проведен спортивный праздник «Зимние забавы».
В шестой школьный день в рамках внедрения инновационного проекта организована деятельность гимназической Академии эмоционального интеллекта, через работу которой реализуется тема педагогического исследования «Развитие навыков командной работы и совместного решения проблем у учащихся II ступени обучения как одного из условий формирования лидерских качеств» (педагоги-психологи Устюжанина Е.М., Лобчук С.С.)
Деятельность в первую очередь направлена на работу с учащимися, имеющими некоторые проблемы в поведении: их эмоциональную неустойчивость, невнимательность, отвлекаемость, отсутствие интереса к учебе и страхом неудачи. Также работа направлена на такие аспекты как детская неуверенность в себе, замкнутость, стеснительность, отсутствие друзей, не умение работать в команде.
Педагогом-психологом Устюжаниной Е.М. были проведены групповые занятия с учащимися в форме тренинга. С помощью различных упражнений, учащиеся развивают навыки саморегуляции и самодисциплины, которые помогают им устанавливать и поддерживать здоровые отношения и эффективно ориентироваться в условиях общения с разными людьми. Прогнозируемый результат - умение учащихся ставить цели, представлять, что им делать для их достижения, принимать ответственные решения и осознавать их последствия, активно и доброжелательно взаимодействовать с окружающими людьми, понимать их мотивы и эмоции, проявлять заботу об окружающих, понимать себя и свои потребности, свои эмоции и мысли, самостоятельно направлять свои эмоции в нужное русло, грамотно управлять своим поведением в различных ситуациях, в том числе в ситуациях повышенного стресса и конфликта.
В декабре 2022 года в рамках участия в международном культурно-гуманитарном проекте «Киноуроки в школах мира» для учащихся VII-VIII классов педагогами социальными Горник Т.Н., Устюжаниной Е.М. и педагогом-психологом Лобчук С.С. был организован показ фильма «Новогодний подарок». После просмотра фильма учащиеся поделились своими мыслями и впечатлениями. Рассуждали о том, с какими чувствами и эмоциями ассоциируется у ребят праздник Новый год, что такое настоящий подарок и как важно делать добро для других. Этот киноурок заставил задуматься об основных нравственных качествах: способности заботиться о других, умении сочувствовать и сопереживать, быть добрым. В жизни очень важна доброта. Фильм учит тому, что нужно думать не только о себе, но и желать добра для других.
Выводы, сделанные ребятами после просмотра киноурока, и приближающийся Новый год помогли с выбором общественно полезного дела. 21 декабря и 22 декабря учащиеся вместе с педагогами навестили детей с особенностями психофизического развития по месту жительства с целью вручения пригласительных билетов на новогодние утренники, проводимые в рамках Республиканской акции «Наши дети». Учащиеся поздравили детей с наступающим Новым годом и Рождеством и пригласили на мероприятие, подарили хорошее настроение и частичку душевной теплоты.
С целью расширения представлений о жизненных проблемах и способах их преодоления проведено занятие «Что делать в ситуации кризиса». В ходе мероприятия были поставлены и достигнуты задачи: научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные жизнеутверждающие установки и действенные формы общения в трудные моменты жизни; информировать об особенностях кризисных состояний, расширение репертуара конструктивных способов выхода из сложных жизненных ситуаций; научить некоторым приемам саморегуляции эмоциональных состояний.
Через выполнение упражнений «Передай мяч, не используя ладони», «Я и мой мир вокруг меня», «Неприятность эту мы переживём» пришли к выводу: нельзя торопиться, трудные жизненные обстоятельства способны вызвать тревогу, панику, раздражение, а эти факторы могут выбить из колеи и не помогут сделать правильный шаг в сторону решения проблемы; нельзя принимать решения «на горячую голову», необходимо сделать передышку, необходимо посмотреть на проблему не как на нечто угрожающее, а как на нормальную ситуацию, несущую в себе изменения.
Тема педагогического исследования «Развитие навыков эффективного общения у обучающихся II ступени обучения как средства успешной социализации» реализовывается через работу Академии эмоционального интеллекта в шестой школьный день (педагог социальный Горник Т.Н.).в ноябре было проведено занятие «Я и мои эмоции». Занятие было направлено на развитие представления у учащихся об эмоциях, на формирование умения осознавать и адекватно выражать свои эмоции, совершенствование навыков общения, формирование навыков саморегуляции, снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия.
В декабре с обучающимися V «Б» класса было проведено занятие «Хозяин эмоций». Через игры-практикумы и упражнения ребята учились контролировать свои эмоции, закрепляли умение адекватно выражать эмоции, развивали стремление проявлять добрые чувства, формировали навыки чуткого отношения к другим, совершенствовали коммуникативные навыки в совместной работе.